ИРН АР19679368 «Интегративный подход в сказкотерапии как инновационной технологии сохранения психологического здоровья подрастающего поколения в условиях цифровизации образования».

Процесс социализации на каждом этапе развития человечества включал в себя множество технологий и методик приобщения подрастающего поколения к ценностям, смыслам культуры предшествующих поколений. Национальный код, архетипы, наследие человечества в виде информации рассматривались всегда как сакральные знания, передающиеся из поколения в поколение через мифы, сказки, рассказы, предания и другие формы трансляции архетипов. Приобщение подрастающего поколения к культурным кодам, системе духовных, национальных и общечеловеческих ценностей в их единстве осуществлялось через поведенческие акты, расширение сознания личности. Важным аспектом в решении проблем личности рассматриваем вопросы сохранения его психологического здоровья, целостности, определения его идентичности, так как в мировоззренческой позиции проявляются его индивидуальность, уникальность, а также его солидарность с коллективным представлением о реальном мире. Психологическое здоровье человека рассматривается как интегративная целостность в рамках социальной системы. Поэтому актуальной проблемой исследования для современного общества Казахстана является определение критериев, показателей психологического здоровья человека в рамках концепции А. Кунанбаева «Толық адам», а также разработка новых инновационных технологий для сохранения психологического здоровья человека, что отвечает новым социальным запросам, отражающим переход Республики Казахстан от постиндустриальной информационной системы к цифровой трансформации.
Уникальность и новизна исследования определяется тем, что впервые будет разработана инновационная интегративная технология сказкотерапии в которой будут раскрыты техники, влияющие на сохранение психологического здоровья личности через сказки, эпосы, легенды, рассказы, притчи казахского народа, казахских писателей, а также тем, что в содержании технологии сказкотерапии и методике диагностики психологического здоровья личности будут реализованы идеи концепции Абая Кунанбаева «Толық адам».
Основная идея проекта заключается в разработке инновационной интегративной сказкотерапии на стыке психологических, филологических, искусствоведческих, социально-педагогических исследований, которая охватит все структурные компоненты целостного педагогического процесса организации образования (школы и детского сада). А также в подготовке научно-педагогических кадров по использованию данной технологии в сохранения психологического здоровья дошкольников и школьников.
Цель проекта – обоснование интегративного подхода в сказкотерапии как технологии сохранения психологического здоровья подрастающего поколения в условиях цифровизации образования.
Ожидаемые результаты:

  1. Будет раскрыт интегративный подход в сказкотерапии как инновационной технологии сохранения психологического здоровья подрастающего поколения в рамках филологических, искусствоведческих и психологических исследований, раскрыта сущностная характеристика понятия «сказкотерапия», раскрыты исторические основы развития понятия «сказкотерапия», изучены теории психологического здоровья личности.
  2. Будет разработана инновационная интегративная сказкотерапия как технология, разработаны структурные компоненты технологии сказкотерапии: филологические, искусствоведческие методы, приемы, средства, психологические техники применения культурно-ценностного наследия казахского народа в сказкотерапии. Будет подготовлена программа по сказкотерапии для дошкольников и школьников, разработаны методические рекомендации, глоссарий по применению программы сказкотерапии. Будут разработаны курсы повышения квалификации и тренинговая программа для учителей-словесников, родителей, классных руководителей, учителей художественного труда, педагогов дополнительного образования, психологов и социальных педагогов.
  3. Будут разработаны критерии, показатели результативности инновационной интегративной технологии сказкотерапии и критерии показатели психологического здоровья личности на основе концепции Абая «Толық адам», отобраны методы мониторинга результативности инновационной интегративной технологии сказкотерапии. Будет проведено мониторинговое исследование результативности инновационной интегративной технологии сказкотерапии. Будут проанализированы результаты мониторингового исследования и проведена их статистическая обработка.

Исследовательские группы:
Ахметова Айгуль Игеновна – руководитель проекта (ВНС), доктор PhD, и.о. ассоциированный профессор кафедры дошкольного образования и социальной педагогики Казахского национального педагогического университета имени Абая. Scopus Author ID: 57189995478 h-index =3. ORCID: https://orcid.org/0000-0002-9292-5515  Web of Science: ABC-4672-2021. Показатели Web of Science Core Collection H-Index=1. Е-mail: aig.31@mail.ru
Ержанова Феруза Мерибековна — основной исполнитель проекта (ВНС), доктор PhD, и.о. ассоц. проф., кафедры «Русский язык и литература» Казахского национального педагогического университета имени Абая. ORCID https://orcid.org/0000-0001-5067-0887  Scopus Author ID: 57189686118. Е-mail: ferusa@mail.ru
Абишева Онал Токкуловна — основной исполнитель проекта (ВНС), PhD доктор искусствоведения, ассоциированный профессор. h-index: 1. ORCID: https://orcid.org/0000-0003-0283-8758 Scopus Author ID: 57205549964 Е-mail: artbuka@mail.ru
Ибраева Жанарка Бакибаевна — основной исполнитель проекта (ВНС), кандидат филологических наук, доцент/ ассоциированный профессор Казахского национального педагогического университета им. Абая. Индекс Хирша, h-index: 1. ORCID https://orcid.org/0000-0003-1487-5513 Scopus Author ID: 57192203211 Е-mail: igb@mail.ru
Калиакпар Данара Кылышбеккызы – основной исполнитель (ВНС), докторант КазНУ имени аль-Фараби.  E-mail: danara.k0506@gmail.com   ORCID: https://orcid.org/0000-0003-0873-4597
Аманова Арай Кокараевна – основной персонал (СНС), доктор PhD ЕНУ им.Л.Н.Гумилева, Индекс Хирша, h-index: 2.  Scopus Author ID: 57189328198. ResearcherID: P-3749-2014. Е-mail: Amana1986@mail.ru
Кораласбек Актоты Кайраткызы — основной исполнитель проекта (НС), магистрант Казахского национального педагогического университета им. Абая, 2 курс специальность: 7М01405-«Профессиональное обучение». ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9522-5955 Е-mail: Koralasbekaktotyi@gmail.com
Мукажанова Рысты Абдразаковна – основной исполнитель проекта (ВНС), кандитат педагогических наук. Научные интересы – проблемы духовно-нравственного образования, логотерапия, общечеловеческие ценности, методика обучения и воспитания. https://orcid.org/0000-0001-5067-0887. Е-mail: mrysty@gmail.com
1.Калиакпар Д., Куантайулы Н., Толепберген Б. Абай  шығармашылығындағы  синергетика  // Вестник университета Ясауи. – 2023. – No1(127). – С.179–189. ISSN-p 2306-7365 ISSN-e 2664-0686 https://doi.org/10.47526/2023-1/2664-0686.15

2. Калиакпар Д., Мауленов А., Куркебаев К. Мифические мотивы и современная мифология в творчестве Абая. // Форум по изучению мировой литературы. – Tом 15, No 2. Июнь 2023. – С.324-336. ISSN:1949-8519E-ISSN:2154-6711https://www.scopus.com/sourceid/21100201711
3. Аманова А. К., Джумажанова Г. К., Абдираимова Э. К. Ағылшын тілі мамандарының лингвомәдениеттану құзыреттілігін қалыптастыруда ағылшын тілін пайдалана отырып, кең тыңдау дағдыларын дамыту. // Торайғыров университетінің Хабаршысы. –Педагогикалық сериясы № 2. 2023., Б.114-125. ISSN 2710-2661 https://doi.org/10.48081/KRPK2563

4. Сармузин Е., Аманжол Н., Төлеубаева К., Жүнісова М., Аманова А., Әбір А. Challenging aspects of Kazakhstan’s trilingual education policy: evidence from a literature review. // Asia Pacific Education Review 2023-06-22. https://doi.org/10.1007/s12564-023-09823-7

5. Абишева О.Т., Мирхиязова А.Т., Қораласбек А.Қ. Кәсіптік білім беруде сәндік-қолданбалы өнер бағыты бойынша студенттерді оқыту ерекшеліктері. Педагогика және Психология Абай атындағы ҚазҰПУ. ISSN 2077-6861, №1 (54) 2023 ж. 47-55 б. https://doi/org/10.51889/2077-6861.2023.1.30.021

С целью привлечения к проекту зарубежных ученых из мировых научно-исследовательских институтов и университетов (МГПУ, Москва) мы организовали онлайн-курсы И.В. Вачкова, которые состоятся 23 октября 2023 года. Составлена программа на 72 часа основной целью которой является разработка практических рекомендаций по применению технологии сказкотерапии. Наша задача в рамках проекта заключается в обучении преподавателей кафедр КазНПУ имени Абая основным базовым положениям сказкотерапии и подготовка студентов, будущих социальных педагогов и психологов к написанию дипломных работ по проблемам сказкотерапии.

Вачков Игорь Викторович — российский ученый, доктор психологических наук (2002), профессор (2005), академик Международной Педагогической Академии (2012). Автор более 600 публикаций, более 30 книг, среди которых наиболее известные: «Основы технологии группового тренинга. Психотехники», «Психологический тренинг. Методология и методика проведения», «Сказкотерапия», «Развитие самосознания через психологическую сказку», «Психология для малышей»,  «Приключения во Внутреннем Мире», «Введение в сказкотерапию», «Сказки о самой душевной науке». Специалист в области психологических тренингов различной направленности, арт-терапии, сказкотерапии, имаготерапии.
А также в рамках сотрудничества и исследования психологического здоровья личности ППС института Педагогики и психологии КазНПУ имени Абая будут принимать участие на курсах повышения квалификации по клинической психологии А.И. Гарбер (Университет современных наук, Нидерланды), которые будут проведены в офлайн режиме на базе ИПиП КазНПУ имения Абая с 29 октября 2023 года.

Гарбер Алена Ильинична — дипломированный психолог, доктор PhD, ассоциированный профессор университета современных наук, Нидерланды, психотерапевт реабилитационной клиники Гессен, Германия, системный семейный психотерапевт (консультант), социальный психотерапевт: по работе с зависимыми, психоонколог. Клиника реабилитации «Reinhardshöhe», Бад-Вильдунген, Гессен, Германия, сентябрь 2012 – по настоящее время. Со-директор центра повышения квалификации и научной информации IWG e.V., Filiale Leipzig.  Автор программы «Управляй стрессом с оптимизмом!» на русском языке» (Гессен, Германия)  https://www.antistressprogramma.de/

В рамках проектного исследования основные исполнители проекта зарегистрировались по электронной почте куратора-методиста Ларисы Львовны Поздняковой (kisea1972.72@mail.ru Telegram: Larisa +7 (921)824-37-88, VK:@LARISA_CKA3KA) на онлайн-курсы Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой (Институт сказкотерапии, Санкт-Петербург) «Воспитание Доброй Сказкой». Данная программа реализуется в Международном Союзе Сказкотерапевтов на основе Авторской Мастерской Татьяны Зинкевич-Евстигнеевой и седьмой поток подготовки сказковедов стартует 1 октября 2023 года. Программа предназначена для родителей (настоящих и будущих), бабушек, дедушек, а также для воспитателей детских садов, преподавателей школ, детских обучающих и медицинских центров, работников социальных служб и т.д. Участники программы станут слушателями 12 вебинаров Татьяны Зинкевич-Евстигнеевой. Формат программы позволяет каждому участнику осваивать материал и работать над творческими домашними заданиями в индивидуальном, удобном для него ритме и темпе.


Опубликованы статьи в журналах  
ККСОНВО
1. Аманова А. К., Джумажанова Г. К., Абдираимова Э. К. Ағылшын тілі мамандарының лингвомәдениеттану құзыреттілігін қалыптастыруда ағылшын тілін пайдалана отырып, кең тыңдау дағдыларын дамыту. // Торайғыров университетінің Хабаршысы. –Педагогикалық сериясы № 2. 2023., Б.114-125. ISSN 2710-2661 https://doi.org/10.48081/KRPK2563
2.ҚалиакпарД., Қуантайұлы Н., Төлепберген Б. Абай  шығармашылығындағы  синергетика  // Ясауи университетінің хабаршысы. –2023. –No1(127). –Б.179–189. ISSN-p 2306-7365 ISSN-e 2664-0686 https://doi.org/10.47526/2023-1/2664-0686.15
3.Абишева О.Т., Мирхиязова А.Т., Қораласбек А.Қ. Кәсіптік білім беруде сәндік-қолданбалы өнер бағыты бойынша студенттерді оқыту ерекшеліктері. Педагогика және Психология Абай атындағы ҚазҰПУ. ISSN 2077-6861, №1 (54)  2023 ж. 47-55 б. https://doi/org/10.51889/2077-6861.2023.1.30.021)
4. G. Begimbetova, G. Kassymova, Ye. Abduldayev Сriteria-based assessment model in the education system of Kazakhstan// Ясауи университетінің хабаршысы, №1 (127), 2023 ж. – 276-287 б. ISSN-p 2306-7365 ISSN-e 2664-0686 DOI: 10.47526/2023-1/2664-0686.23
5. N. Akmagambetova1, A. Zhorabekova, G. Kassymova Formation of tolerance in teenage students in the modern educational environment via a pragmatic approach.// Ясауи университетінің хабаршысы, №2 (128), 2023 ж. – 367-379 б. ISSN-p 2306-7365 ISSN-e 2664-0686 https://doi.org/10.47526/2023-2/2664-0686.29
6. G. Kassymova, D. Abutalip, B. Okenova, M. Yesbossyn, S. Dossayeva Іmportance of dialogue in psychological counselling to avoid stress anxiety of generation Z // QazBSQA Хабаршысы. Гуманитарлық және жаратылыстану ғылымдары. №2 (88), 2023 ж. 270-283 б. https://doi.org/10.51488/1680-080X/2023.2-27
7.  K.Zh. Uteeva, A.S. Zharmagambetova, G. Kassymova TEACHING SIGNIFICANCE OF PRESERVING NATIONAL IDENTITY IN INTERCULTURAL COMMUNICATION IN THE GLOBAL WORLD // QazBSQA Хабаршысы. Гуманитарлық және жаратылыстану ғылымдары. Volume 3. Number 403 (2023), 257-266 б. ISSN 1991-3494 https://doi.org/10.32014/2023.2518-1467.507 Статьи в журналах, входящих в базу Scopus:1. Sarmuzin E., Amanzhol N., Toleubaeva K., Zhunisova M., Amanova A., Abir A Challenging aspects of Kazakhstan’s trilingual education policy: evidence from a literature review. // Asia Pacific Education Review 2023-06-22.  https://doi.org/10.1007/s12564-023-09823-7
8. Kaliakpar D., Maulenov A., Kurkebayev K. Mythical Motifs and the Modernity of Neo Mythology in the Works of Abai. // Forum for World Literature Studies/ Vol.15 No.2 June 2023. – PP. 324-336. ISSN:1949-8519E-ISSN:2154-6711 https://www.fwls.org/Download/Archives/1078.html
9. Zhazira Stambekova, Raisa Izmagambetova , Fariza Kinzhibayeva , Karim Baigutov , Klara Kudabaeva, Onal Abisheva Development of Innovative Activities of Future Design Specialists Based on Student-Centred Learning//Pakistan Journal of Life and Social Sciences. Pak. j. life soc. Sci. (2023), 21(2): 590-603. E-ISSN: 2221-7630; P-ISSN: 1727-4915 https://doi.org/10.57239/PJLSS-2023-21.2.003 — 27 процентиль.
Публикации, опубликованные в журналах с ненулевым импакт-фактором в базе данных Web of Science:

  1. Aigul Akhmetova, Halitova Islamiyа Scientific and methodological foundations for the teaching staff self-improvement program in the modernization of public consciousness. 2023 International Union of Psychological Science. Issue Supplement S1, Р.429 Journal Impact Factor -2,291, Категория JCI –Q2, Journal Citation Indicator — 0,71, Категория JCR – Q2
  2. Assel Issakhanova (1), Almagul Lekenova (2), Rysty Mukazhan (3), Aigul Akhmetova (4). Communication skills in the social interaction of graduates. 2023 International Union of Psychological Science. Issue Supplement S1, Р.429 Journal Impact Factor -2,291, Категория JCI –Q2, Journal Citation Indicator — 0,71, Категория JCR – Q2
  3. Galiya Abayeva (1), Diana Koroleva (2), Aigul Akhmetova (3), Assel Akpayeva (4) Features of the assessment of educational innovations and conducting a pedagogical experiment. 2023 International Union of Psychological Science. Issue Supplement S1, Р.101 Journal Impact Factor -2,291, Категория JCI –Q2, Journal Citation Indicator — 0,71, Категория JCR – Q2

В рамках проекта AP19679368 «Интегративный подход в сказкотерапии как инновационной технологии сохранения психологического здоровья подрастающего поколения в условиях цифровизации образования» проведен международный семинар с участием зарубежных профессоров, клинических психологов Конрада Решке и Алены Гарбер в Кызылординском педагогическом высшем колледже имени М. Маметовой, где стрессоустойчивость рассматривалась как критерий психологического здоровья подрастающего поколения. https://www.kaznpu.kz/ru/31403/news/

Вам может также понравиться...