ИРН АР13268897 «Современная казахстанская литературная сказка: архетипические образы и сюжеты».

Актуальность проекта заключается в том, что казахстанская современная литература, как литература, по-преимуществу, восточная, остается во-многом приверженной традиционным ценностям и концептам, не утрачивая связь с национальным фольклором и мифологией. Наиболее адекватной художественной формой для симбиоза изображения прошлого этноса как некого золотого века, образцового периода, отражающего наиболее гармоничное его существование, и современности, которую необходимо отрефлексировать и гармонизировать по идеальным образцам, становится литературная сказка. Литературная сказка и транслирует некие коллективные (бессознательные) ожидания современного социума, «проводит» наверх, недостающие современному обществу образы-архетипы, и, одновременно, указывает на отклонения от принятых в том или ином сообществе образцовых норм поведения. Литературная сказка, как и сказка фольклорная, волшебная, чаще всего реализует сюжет инициации, становления и взросления героя, проходящего через систему испытаний. Именно поэтому данный жанр активируется, как правило, в переходные эпохи, «помогая» гармонизировать социальный хаос, определяя некие точки бифуркации. Бурный расцвет казахстанской литературной сказки, представленной десятками современных авторов и сказочных текстов в последние два десятилетие, подтверждает эту нашу гипотезу. Литературная сказка обращена, как правило, к подросткам, чья психологическая целостность формируется подобными текстами (в том числе современными фэнтези, эрзац-жанром с ядром фольклорной сказки и мифа). Однако казахстанская литературная сказка оказывается нередко обращенной и к взрослой аудитории, оформленной в постмодернистской эстетике. Она поднимает вечные проблемы, оказавшиеся актуальными в современном периоде острых социальных трансформаций, Этот феномен «двойной адресации» современной казахстанской сказки требует отдельного углубленного изучения.

Целью проекта — является выявление, классификация и определение функциональности основных архетипических образов и сюжетов в современной казахстанской литературной сказке, а также обозначение представления современных казахстанских писателей об образцовых (архетипических) социальных моделях, о формах и причинах отклонения от них, об авторских интенциях в вопросах формирования картины мира молодого поколения  казахстанцев.

Ожидаемые результаты Достигнутые результаты
Сбор и обработка художественного материала по проекту

 

Ведется работа по осуществлению сбора и обработки художественного материала по теме проекта (сказкам Ю.Серебрянского, Л. Калаус, Е. Клепиковой и др.). В соответствии с задачами апробации художественного и аналитического материала в КазНПУ им. разработан силлабус по дисциплине «Автор и герой в постмодернистской прозе», 1 курс магистратуры, специальность — Литературоведение (не менее 3 кредитов) на базе кафедры русского языка и литературы. В силлабус включены разделы по теории и истории казахстанской литературной  сказки.  Работа будет продолжена.
составить каталог и классификацировать жанровые подвиды современных казахстанских сказок; Ведется работа над составлением каталога и классификации жанровых подвидов современных казахстанских сказок, где будет представлен перечень анализируемых художественных текстов (литературные сказки Гульданы Мухтарбекқызы, Нұрсәуле Тілдебаевы, Алимжана Такумова, Юрия. Серебрянского, Ольги Марк, Михаила Пака, Анастасии Кириенко, Дарии Джумагельдиновой, Нурсулу Шаймерденовой, Лили Калаус, Зиры Наурызбаевой, Альфии Макаримовой, Ксении Рогожниковой, Есимбека Амриева, Елены Клепиковой, Людмилы Мананниковой, Елены Зейферт, Светланы Поздняковой и др.) На данный момент выявляются типологические характеристики литературных сказок (доминантные элементы поэтики, система образов, хронотоп, стилистика, принадлежность к литературному направлению/течению). Работа будет продолжена.
составить наиболее полный перечень анализируемых художественных текстов; выявить типологические характеристики литературных сказок для детей, литературных сказок для взрослых; определить принадлежность анализируемых текстов к тому или иному литературному направлению/ течению;

 

Ведется работа по составлению перечня анализируемых художественных текстов; выявлению типологических характеристик литературных сказок для детей, литературных сказок для взрослых; по определению принадлежности анализируемых текстов к тому или иному литературному направлению/ течению (реалистической или постмодернистской эстетике с элементами модернизма). Цель данного этапа работы — обозначить художественную и социальную функциональность основных архетипических образов в казахстанских литературных сказках с разножанровой природой и различными фокус-группами. Работа будет продолжена.

Апробирован аналитический материал проекта на платформе Цюрихского университета в рамках совместного с КазНПУ им. Абая международного курса МООК, где в рамках данного проекта подготовлены и проведены занятия по сказочным текстам с мифологической составляющей и региональным компонентом Ю. Серебрянского («Балхаш», «Пастухи-близнецы»), Л. Калаус («Света и Бултых»), Е. Айла и Н. Сакавова («Сказки для взрослых»). Подготовлены и загружены на сайт курса Цюрихского университета интервью с авторами казахстанских сказок.  Загружена в материал курса Цюрихского университета научная статья Сафроновой Л.В., Жанысбековой Э.Т. «Казахстанские сказки для взрослых», репрезентующая мифологические мотивы и способы их трансформации в современных казахстанских сказочных текстах в зависимости от их принадлежности к реалистической или постмодернистской эстетике.

Состав исследовательской группы:

1) Жанысбекова Эльмира Тулегеновна доктор PhD. Область научных интересов — мифопоэтика, психоаналитическое литературоведение, современная литература Казахстана.

2) Сафронова Людмила Васильевна, доктор филологических наук, профессор.  Научный консультант постдокторанта, задействованный в реализации всех научных задач проекта, соавтор статей и монографии, преподаватель курса на платформе МООК. Область научных интересов — психоаналитическое и когнитивное литературоведение, постмодернизм, типологизация авторско-персонажных зависимостей, современная литература России и Казахстана.

Список публикаций за 2022 год: На 2022 год публикация статей не запланировано.

Вам может также понравиться...