Период реализации проекта: 2022-2024 ж.
Актуальность проекта: В соответствии с обновленным содержанием образования в стране в содержании учебников географии для школы широко рассматриваются вопросы преподавания цифровых геоинформационных технологий и их методов. Однако методика их практического применения еще не разработана. Учебники географии обновленного содержания не содержат инструкций по выполнению практических работ, выполняемых с использованием геоинформационных технологий, они оставлены в компетенции учителя. Однако незнание многими учителями цифровых геоинформационных технологий и источников ресурсов, низкая цифровая грамотность или отсутствие навыков использования геоинформационных ресурсов в образовании – негативно способствуют полноценному усвоению учащимися знаний в соответствии с образовательной программой. Поэтому в целях решения этих проблем «разработка методических основ применения цифровых геоинформационных технологий в обучении географии обновленного содержания (на примере старших классов)»
Цель проекта: Повышение цифровой грамотности учителей и учащихся путем разработки электронного учебного пособия, географического атласа и руководств для геоинформационного образования в преподавании школьной географии обновленного содержания и разработки методических основ применения цифровых геоинформационных технологий на основе этих разработок.
Задачи проекта: — Анализ целей обучения и долгосрочного плана в типовых учебных программах по географии для 9-10 и 10-11 классов;
— обзор передовых геоинформационных технологий в странах мира и научных работ по теме исследования;
— определение прикладных основ передовых геоинформационных технологий и работ путем их обзора и разработка пакета геоинформационных технологий и ресурсов;
— составлять инструкции по применению цифровых геоинформационных технологий и ресурсов при выполнении заданных заданий в учебниках географии для старших классов на основе разработанного пакета и критериев таксономии Блума;
— разработка электронного учебного пособия, направленного на освоение учителями и учащимися цифровых геоинформационных технологий и ресурсов на основе этих инструкций;
— разработка программ и системы курсов повышения квалификации, направленных на повышение цифровой грамотности учителей на основе подготовленного учебно-методического пособия;
— составление серии тематических карт в соответствии с содержанием учебников географии старших классов с помощью технологий геоинформационных систем;
— разработка электронного географического атласа с систематизацией подготовленных тематических карт;
— организация и проведение курсов повышения квалификации и мастер-классов учителей географии на основе разработанной системы курсов повышения квалификации и разработанных учебно-методических пособий;
— разработка серии видеолекций мастер-классов и их размещение на платформе YouTube.
Состав исследовательской группы:
1) Научныйруководительпроекта-УсеновНурболЕргешович,PhD,главныйнаучныйсотрудник,и.о.ассоциированногопрофессораИнститутаестествознанияигеографии Казахского национальногопедагогическогоуниверситетаимениАбая, ORCID https://orcid.org/0000-0002-3579-9698, Scopus ID 57221727221.
2) Исполнитель-ЛайсхановШахисламУзакбаевич,PhD,ведущийнаучныйсотрудник, постдокторант Казахского национальногопедагогическогоуниверситетаимениАбая.ORCID https://orcid.org/0000-0002-3353-9681, Scopus ID 59228915400.
3) Исполнитель-АлиаскаровДуманТохтарович,PhD,ведущийнаучныйсотрудник,старшийпреподавательИнститутаестествознанияигеографии Казахского национальногопедагогическогоуниверситетаимениАбая.ORCID https://orcid.org/0000-0002-2868-4251, Scopus ID 59228796900.
4) Исполнитель-ИсаковЕрланДуйсенбекович,PhD,ведущийнаучныйсотрудник,старшийпреподавательИнститутаестествознанияигеографии Казахского национальногопедагогическогоуниверситетаимениАбая.ORCID https://orcid.org/0000-0002-6483-9003, Scopus ID 57789597600.
5) Исполнитель-ТаукебаевОмиржанЖалгасбековичмагистр,научныйсотрудник,сотрудник Казахского национальногоуниверситета имени Аль-фараби.ORCID https://orcid.org/0000-0002-79-1434, Scopus ID 57347268200.
6) Исполнитель – Абикбаевжанан Рахимкелдиевич, магистр, научный сотрудник, докторант образовательной программы «8D01515 — География» Казахского национального педагогического университета имени Абая. ORCID https://orcid.org/0000-0002-2868-4251 Scopus ID 59228915400. 57482686100.
7) Исполнитель-Нурмаганбетов Жанболат, магистр, научный сотрудник, докторант образовательной программы «8D01515 — География» Казахского национального педагогического университета имени Абая.
8) Исполнитель-Кульмуханов Дамира Рустемовна, магистр, научный сотрудник, докторант образовательной программы «8D01515 — География » Казахского национального педагогического университета имени Абая
Результаты // Ожидаемые результаты (зависит от периода реализации проекта)
В ходе реализации проекта www.giseducation.kz на сайте размещены электронные учебные пособия, географический атлас, программы курсов повышения квалификации и опубликованные статьи, курсы повышения квалификации и мастер-классы учителей географии, разработанные в рамках проекта.
-Электронноеучебноепособие«геоинформационныетехнологиииресурсы в географическомобразовании», направленное на освоениецифровыхгеоинформационныхтехнологийиресурсовучителямиучащимся в 2023году http://surl.li/yefaee подготовленоиавторскоесвидетельство(http://surl.li/xgvtbq)получено.
— На основе подготовленного учебно-методического пособия разработана программа курсов повышения квалификации (80 часов), направленных на повышение цифровой грамотности учителей. Базовый уровень (http://surl.li/jgrdva) и на продвинутом уровне (http://surl.li/hvyusa) сделано. С Министерством просвещения РК (http://surl.li/slrmyy) согласовано.
-Тематическиекарты в соответствии с содержаниемучебниковгеографиистаршихклассов с помощьютехнологийгеоинформационныхсистем(http://surl.li/kjmrwz)составлено.
-Электронныйгеографическийатлас в 2024годуhttp://surl.li/lyplsfразработано.Подготовленныетематическиекарты были помещены в отделучебно-методическихпособий.Атлассостоит из 3частей.Он
1) географические карты мира http://surl.li/wjeiak;
2) географические карты Казахстана http://surl.li/yfudlp;
3) картографическое моделирование http://surl.li/mcipul. пользователи будут иметь возможность загружать тематические карты в электронном атласе индивидуально. Масштаб тематических карт в атласе 1: 750 000.
— Повышение квалификации учителей географии через разработанную систему курсов повышения квалификации и электронные учебные материалы.
Проведена работа по организации и проведению курсов повышения квалификации и мастер-классов учителей географии посредством разработанной системы курсов повышения квалификации и электронных учебных материалов.
1) учителю географии 33 школы на базе средней школы имени Г. Муратбаева города Шу Жамбылской области (http://surl.li/ngdyrc), (http://surl.li/upxlo).
2) учителям географии 31 школы на базе актового зала школы-лицея имени Т. Рыскулова отдела образования Казыгуртского района Туркестанской области (http://surl.li/upxqw), учителю географии 78 школы в общеобразовательной школе имени Ломоносова Сарыагашского района (http://surl.li/upxqc) проведен мастер — класс.
3) учителям географии 54 школ на базе средней школы им. Л. Толстого Карасайского района Алматинской области (http://surl.li/upxph).
4) учителям географии 38 школ на базе средней школы №4 ГУ «Отдел образования по городу Талдыкорган управления образования Жетысуской области» (http://surl.li/gjepvd).
5) на базе средней школы имени Талипа Мусаулова села Тузколь Райымбекского района Алматинской области (http://surl.li/phpjrw), учителям географии 41 школы в школе-гимназии имени Абая Уйгурского района (http://surl.li/wgqxzv).
6) на базе Умирзакской средней школы №27 города Актау Мангистауской области (http://surl.li/phpjrw) и в Доме творчества учащихся города Жанаозен для учителей географии был проведен мастер-класс. По району приняли участие учителя из 49 школ.
7) мастер-класс для учителей географии около 100 школ области на базе IT школы-лицея №12 г. Кызылорда на тему «прикладные основы геоинформационных технологий в преподавании школьной географии» (http://surl.li/bfcpjn). Это повысит их прикладную значимость, обеспечив доступность результатов проекта.
— Разрабатывается серия видеолекций мастер-классов, которые строятся на платформе YouTube, видеолекции, связанные с тематическими заданиями в соответствии с содержанием учебников географии старших классов с помощью геоинформационных технологий. С помощью геоинформационных технологий разрабатываются видеолекции, связанные с тематическими заданиями, в соответствии с содержанием учебников географии старших классов.
1) географический дизайн мира и ГИС-технологии. Геоинформационные web-порталы (http://surl.li/xruvfm),
2) программные продукты для геоинформационного картографирования (http://surl.li/hknfou),
3) введение в дисциплину» Основы картографии и топографии». Развитие Интернет картографии (http://surl.li/rkooyl ),
4) программа Microsoft Excel (http://surl.li/wdrlwj),
5) введение в дисциплину» Основы картографии и топографии». Развитие Интернет картографии (http://surl.li/ftoxar),
6) Картография и Интернет (http://surl.li/elcuhk),
7) картографическая анимация (http://surl.li/nbvhdr),
8) ГИС (ГИС) и геоинформационные методы (http://surl.li/xciznr),
9) Картография и ГИС-технологии. Структура ГИС (http://surl.li/scaoxm),
10) 3D моделирование местности (http://surl.li/isawug).
Достоверность полученных результатов основывается на тщательном выполнении исследовательских задач, правильном выборе исследуемых объектов, методов и показателей. Результаты проекта апробированы и опубликованы в виде статьи, в виде учебного пособия.
1 статья, опубликованная в журнале “International Research in Geographical and Environmental Education”, входящая в базы Scopus (процентиль 83) и WOS (Q2) (http://surl.li/xrukmd);
Книга представлена в серии «Педагогика и психология КазНПУ им. Абая». 53 № 4 (2022) статья 1 (http://surl.li/utnbid),
Вестник Казну. Серия «педагогические науки» Том 75 № 2 (2023 г.) (http://surl.li/jgrgms) опубликована статья 2.
Разработано электронное учебное пособие. Геоинформационные технологии и ресурсы в географическом образовании (http://surl.li/couqtg).
Электронный географический атлас (http://surl.li/lyplsf).