Основная цель выполнения Проекта – провести исследования для переориентации системы образования подготовки и переподготовки учителей географии, его политики и практики на основе разработки методики реализации целей устойчивого развития (УР) в учебном процессе; сформировать образовательную базу и все условия, предшествующие этому. Реализация Проекта позволит вывести качество образовательного процесса на новый уровень, обеспечив усовершенствование подготовки и переориентацию учителей для обеспечения устойчивого развития.
На истощенной планете не может быть никакого длительного экономического или социального развития. Обучение в целях широкого понимания, взаимозависимости систем обеспечения жизни на нашей Земле и истощения естественных ресурсов, от которой зависит наше благосостояние, является основой образования для устойчивого развития. Образование является фундаментом устойчивого развития, об этом говорится в главе 36 Программы-21 саммита, прошедшего в Рио-де- Жанейро.
Через образование можно прививать ценности, воспитывать отношение, поведение и стиль жизни, необходимые для обеспечения устойчивого будущего. Образование для устойчивого развития представляет собой процесс обучения тому, как принимают решения, нужные для обеспечения долгосрочного будущего. Развитие мышления, ориентированного на будущее – ключевая задача, поставленная учеными.
В результате реализованного Проекта будет разработана методика реализации ЦУР в подготовке и переподготовке учителей географии; будут даны конкретные руководства по принятию целостного подхода к образованию для УР, интегрированию его в образовательную политику и систему образования подготовки и переподготовки учителей географии.
Руководителем научного фундаментального проекта является молодой ученый PhD Нуржанат Шакирова. Костяк группы состоит из авторов учебников, докторов наук Куляш Каймулдиновой, Бахадур Абдиманапова, к.г.н., геоэкологом Карлыгаш Муздыбаевой, работающего в ПРООН проектах к.г.н., А.Белым. Так, талантливые ученые нашего университета вносят огромный вклад в развитие науки и решают многие проблемы экологического образования страны.
Результаты на сегодняшний день:
За 2022 год проведены работы с ПРООН (Белый А.А.), с Офисом Международного Центра зеленых технологий и инвестиционных проектов (Медиева Г.А.). А также исследовательская группа посетила Институт Географии и Бакинский государственный университет в Азербайджане в целях обмена и изучения опыта.
За 2023 год
С целью изучения опыта реализации ЦУР в учебный процесс подготовки учителей географии и методики обучения в области ОУР, члены исследователькой группы посетили Университет Окаяма, школы сети ЮНЕСКО в Японии, ими прочитаны лекции по ОУР («Current situation and challenges of school education in Кazakhstan») для студентов педагогических специальностей Университета Окаяма. Об этом свидетельствуют сертификаты ‘Promotion of SDGs and ESD in the Republic of Kazakhstan’, Teacher Education for Sustainable Development.
На период с 16 по 20 октября текущего в рамках проекта в КазНПУ имени Абая готовится проведение в гибридном формате семинара-тренинга «Цели устойчивого развития в географическом образовании», адресованного для учителей географии для того, чтобы помочь им овладеть необходимыми навыками для работы по своей специальности в части внедрения основ содержания всех 17 ЦУР. Приглашаются спикеры с исследовательских центров, имеющие отношение к ЦУР в географическом образовании.
Результаты исследования обобщены и оформлены в виде научных статей, которые находятся в рассмотрении ведущих международных и отечественных рецензируемых журналов:
1) Cтатья «Effectiveness of Emotional Learning of Geography Teachers in the Study of climate as One of the Sustainable Development Goals, сдана в Journal of Geoscience Education (Scopus, Education – 70%), автор-корреспондент Шакирова Н.Д.
2) Статья «Evaluating the Effectiveness of Sustainable Development Goals integration into the future geography teachers education», журнал Education sciences (Scopus, Education – 87%), автор-корреспондент Кумызбаева С.К.
3) Статья «Traditional ecological knowledge of the kazakh people as a prerequisite for education for sustainable development», журнал КазНПУ им. Абая. Журнал «Педагогика и психология». автор-корреспондент Шакирова Н.Д.
4) Статья «К вопросу о содержании ЦУР в школьном географическом образовании», журнал Торайгыров университет, серия Педагогические науки, автор-корреспондент А.Белый
5) Статья «Learning SDG-13 — Combating Climate Change at Abai University», журнал Вестник КазНПУ им.Абая, серия Педагогические науки, автор-корреспондент Усенов Н.
На стадии подготовки учебное пособие «Методика преподавания ЦУР в географическом образовании».