Цель проекта – исследования в контексте педагогического изучения формирования функциональной естественнонаучной грамотности школьников в соответствии исследованиям PISA: определение методологических принципов, теоретическое обоснование и экспериментальная проверка. При планировании государственных заказов в системе образования использовать результаты исследований и экспериментальных проверок по формированию функциональной естественнонаучной грамотности школьников.
В целях обмена зарубежным опытом, в соответствии с исследовательской задачей, исполнители проекта выступили на международном семинаре «Metodologiczne podstawy kcztaltowania funkcgonalnej znajomoscki nauk przyrodniczysh studentow zgodnie z badaniami PISA» в Поморской академии в Слупске (Польша). Кандидат педагогических наук, и.о. профессора Карбаева Ш.Ш., к.п.н, доцент Жумагулова К.А. и старший преподаватель, выступили с докладом и обменялась мнениями с польскими коллегами в форме вопросов и ответов.
https://www.instagram.com/p/CxckboILY2Q/?igshid=MzRlODBiNWFlZA==.
Проведен сравнительный анализ заданий в казахстанских учебниках по естественнонаучным предметам с уровневыми заданиями исследований PISA. В результате опубликована исполнителями проекта доктором педагогических наук профессором Д.М.Казакбаевой и кандидатом педагогических наук, и.о. профессора Ш.Ш.Карбаевой статья под названием «Методические основы развития естественно-научной грамотности» на английском языке в «Вестнике Карагандинского университета», серия «Педагогика» (№ 1(109)/2023-Педагогика УРИ:https://rep.ksu.kz//handle/data/15974. 2023-03-30).
В статье рассматривается одна из составляющих реализации национальных образовательных задач, методологических принципов развития научной грамотности, развития знаний и умений учащихся в современной школе и их воспитания как творческой личности, реагирующей на требования информационного общества, исходя из основного направления и идеи исследования проблем составления задач практического направления с учетом задач PISA и других международных исследований.
А также к.п.н., и.о. профессором Ш.Ш.Карбаева, д.п.н.., профессором Д.М.Казакбаевой, PhD, ст.преподавателем Ж.М.Битибаевой, магистром, преподавателем Е.Т.Хоргаспай опубликована научная статья «Практико-ориентированные задачи в формировании и оценке естественнонаучной грамотности» на русском языке в материалах Международной конференции (Academics and Science Reviews Materials (22-23 июня 2023 г.) Хельсинки, Финляндия.https://ojs.publisher.agency/index.php/ASCRM/issue/view/36).
В статье основным ресурсом повышения естественнонаучной грамотности студентов является методы обучения и их выполнение задач в жизненных ситуациях, основанные на практико-ориентированных задачах.
Задания, соответствующие каждому уровню, были выбраны из числа задач, связанных с научной грамотностью в исследованиях PISA. Задания и вопросы, представленные в каждом учебнике, дополнены заданиями, соответствующими более высокому уровню обучения PISA. В конце октября будет опубликовано пособие по составлению задач высокого уровня по естественнонаучным предметам.
По результатам данного анализа к публикации были представлены 2 научные статьи:
1.Мониторинг качества образовательного процесса на соответствие требованиям PISA структура, технологические карты, результаты» (авторы: Майматаева А.Д., Мукатаева Ж.С., Битибаева Ж.М. Галымова Н.Г.) Статья прошла рецензирование и принята в журнал, включенный в список Комитета по обеспечению качества в науке и высшем образовании Министерства науки и высшего образования Республики Казахстан (Журнал Абылай хана КазХК и АТУ Хабарчиси, серия «Педагогические науки»)
- «Технология формирования естественнонаучной функциональной грамотности обучающихся в контексте исследования PISA» (авторы: Майматаева А.Д., Казакбаева Д.М., Карбаева Ш.Ш., Жумагулова К.А., Битибаева Ж.М.) Статья по теме принята в журнал «Образование перцентиль-63», которая прошла рецензирование и внесена в базу данных Scopus.