Актуальность исследования. Включение детей с ОВ в общеобразовательный процесс вызвало определенные трудности, связанные с недостаточно эффективной организацией их психолого-педагогической поддержки и сопровождения. В значительной степени это обусловлено отсутствием инклюзивноориентированных профессиональных компетенций у специальных педагогов, не владеющих навыками профессиональной деятельности в общеобразовательных дошкольных и школьных организациях. Увеличивающееся количество инклюзивных организаций встречает серьезные трудности в процессе обучения детей с ОВ и испытывает острую потребность в квалифицированной помощи специальных педагогов. В связи с поставленной в «Национальном проекте «Качественное образование «Образованная нация», утвержденного Постановлением Правительства Республики Казахстан от 12 октября 2021 года № 726, конкретной задачей обеспечить к 2025 году 100% «охват детей с ограниченными возможностями развития специальной психолого-педагогической поддержкой и ранней коррекцией», возникает необходимость обеспечения инклюзивных организаций специальными педагогами с сформированными инклюзивноориентированными компетенциями. Вместе с тем, сложившаяся в казахстанских вузах подготовка специальных педагогов традиционно нацеливает обучающихся на предстоящую профессиональную деятельность в специальных детских садах и школах, реабилитационных центрах, кабинетах психолого-педагогической поддержки и др. Решение указанного противоречия возможно лишь в случае серьезного пересмотра процесса подготовки специальных педагогов в вузе с переориентиром их на будущую работу в инклюзивных организациях.
Цель программы. В соответствии с современными тенденциями развития инклюзивного образования в Республике Казахстан разработать направления, содержание, методы, технологии и учебно-методическое обеспечение модернизизированного процесса подготовки специальных педагогов в вузе с переориентиром их на будущую работу в инклюзивных организациях.
№ | Ожидаемые результаты за 2023 | Достигнутые результаты за 9 месяцев 2023 года |
1 | Аналитический материал об обеспеченности инклюзивных организаций специальными педагогами. Научная статья в РИНЦ — 1 | — Подготовлен аналитический материал об обеспеченности инклюзивных организаций специальными педагогами. Изучены официальные и исследовательские статистические данные, сводка и группировка статистических сведений относительно сети специальных и инклюзивных организаций дошкольного и школьного образования в РК. — Опубликована научная 1 статья в РИНЦ |
2 | Обобщенные результаты интерьюирования администрации и педагогов в инклюзивных организациях РК | Представлены обобщенные результаты интерьюирования администрации и педагогов в инклюзивных организациях РК проведенного с целью определения требований инклюзивных организаций к подготовке специальных педагогов в дошкольных и школьных организациях. |
3 | Обобщенные результаты опроса студентов ОП «Специальная педагогика» в казахстанских вузах | Представлены обобщенные результаты опроса студентов ОП «Специальная педагогика» в казахстанских вузах по изучению состояния их инклюзивно ориентированной готовности и оценки уровня подготовки в вузе к работе в условиях инклюзивного образования. |
4 | Обобщенные результаты опроса выпускников ОП «Специальная педагогика» | — Представлены обобщенные результаты опроса выпускников ОП «Специальная педагогика», работающих в инклюзивных организациях. Целью социологического опроса являлось определение выпускниками уровня собственной инклюзивно ориентированной подготовки, выявление трудностей, встречающихся им в работе, и пробелов в теоретических знаниях по вопросам организации и содержания деятельности специального педагога в инклюзивном образовании. — Опубликована научная статья в журнале КОКСОН МНВО РК |
5 | Обобщенные результаты опроса преподавателей вузов, реализующих ОП «Специальная педагогика». | Представлены обобщенные результаты опроса преподавателей вузов. Командой исследователей КазНПУ имени Абая был проведен социологический опрос преподавателей вузов, реализующих подготовку специальных педагогов. Целью социологического опроса являлось изучение мнения преподавателей о необходимости специальной, инклюзивно ориентированной, подготовке специальных педагогов в вузе, о современном состоянии такой подготовки, выявления мнения преподавателей о возможных путях улучшения процесса подготовки в вузе специальных педагогов к работе в условиях инклюзивного образования. |
6 | Монография «Зарубежный опыт подготовки специалистов для работы с детьми с ограниченными возможностями». Авторское свидетельство | — Издана монография «Зарубежный опыт подготовки специалистов для работы с детьми с ограниченными возможностями». — Получено свидетельсвто об авторском праве на интеллектуальную собственность на коллективную монографию «Зарубежный опыт подготовки специалистов для работы с детьми с ограниченными возможностями» |
7 | Аналитический материал по определению тенденций подготовки специальных педагогов в СНГ | Представлен аналитический материал по определению тенденций подготовки специальных педагогов в СНГ. |
8 | Научная статья в рецензируемом зарубежном журнале или в журнале КОКСОН — 4 | Опубликованы 3 статьи РИНЦ и 2 статьи КОКСОН МНВО РК. |
Опубликованы статьи в журналах РИНЦ:
— Билялов Д.Н., Мовкебаева З.А., Дюсенбаева Б.А., Дузелбаева А.Б., Хамитова Д.С., Оразаева Г.С. СОСТОЯНИЕ ПОДГОТОВКИ И ОБЕСПЕЧЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНЫМИ ПЕДАГОГАМИ ИНКЛЮЗИВНОГО ПРОЦЕССА В КАЗАХСТАНСКИХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ//Научное обозрение. Педагогические науки. – 2023. – № 1. – С. 30-35; URL: https://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=2467 (дата обращения: 21.06.2023).
— Билялов Д.Н., Мовкебаева З.А., Дюсенбаева Б.А. КОМПЕТЕНЦИИ СПЕЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА В ИНКЛЮЗИВНОМ ОБРАЗОВАНИИ //Научно-практический журнал «Заметки ученого» — 2023. — №2. С. 45-55.
— Туребаева К.Ж. Рамазанова Д.Ж. Проблема готовности будущих специальных педагогов к работе в условиях инклюзивного учебного заведения //ЭЛЕКТРОННЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ДНЕВНИК НАУКИ», — 2023. — №4. DOI 10.51691/2541-8327_2023_4_16
Опубликованы статьи в журналах рекомендованных КОКСОН МНВО РК:
— Г.А. Абаева, Г.С. Оразаева, Л.Н. Лиходедова «Состояние и перспективы подготовки специальных педагогов в современных условиях»// Журнал Педагогика и психология» КазНПУ имени Абая. No1(54),2023. С.90-101. https://doi.org/10.51889/2077-6861.2023.1.30.030
— Жумагелдиева А.Д., Абаева Ғ.А. ИНКЛЮЗИВТІ БІЛІМ БЕРУ ОРТАСЫНДА ПЕДАГОГТАРДЫҢ КӘСІБИ ДАЯРЛЫҒЫН ҚАЛЫПТАСТЫРУ ҮЛГІСІ//
Абай атындағы ҚазҰПУ-ң ХАБАРШЫСЫ «Педагогика ғылымдары» сериясы, №2(78), 2023 ж. – Б. 136–145. https://doi.org/10.51889/2959-5762.2023.78.2.014
Издана монография:
— Мовкебаева З.А., Абаева Г.А., Оразаева Г.С., и др. «Зарубежный опыт подготовки специалистов для работы с детьми с ограниченными возможностями». Монография под редакцией Д.Н. Билялова. — «ТОО «Нур-ДиАс баспасы», Алматы – 2023г. 315 с.
Полученные охранные документы:
- Свидетельсвто об авторском праве на интеллектуальную собственность на коллективную монографию «Зарубежный опыт подготовки специалистов для работы с детьми с ограниченными возможностями» № 38985 от09.2023 г.
Состав исследовательской группы
№ п/п | Ф.И.О. (при его наличии), образование, степень, ученое звание | Индекс Хирша, идентификаторы ResearcherID, ORCID, Scopus Author ID (при наличии) |
1 | Билялов Дархан Нурланович, доктор философии (PhD) | Индекс Хирша – 3 https://www.scopus.com/authid/detail.uri?authorId=57204138208 |
2 | Мовкебаева Зульфия Ахметвалиевна, доктор педагогических наук, доцент | Индекс Хирша – 3, https://www.scopus.com/authid/detail.uri?authorId=57190754145 Scopus Author ID – 57190754145 Web of Science Researcher ID |
3 | Хамитова Дана Сункарбековна, доктор философии (PhD) | Индекс Хирша – 2, https://www.scopus.com/authid/detail.uri?authorId=57219914649 Scopus Author ID — https://www.scopus.com/authid/detail.uri?authorId=57219914649 Web of Science Researcher ID ABB-3412-2020, ORCID – https://orcid.org/0000-0003-2609-0887
|
4 | Абаева Галия Аскербековна, кандидат педагогических наук, доцент | h-1 ORCID: |
5 | Туребаева Клара Жаманбаевна, д.п.н., профессор | h-1 |
6 | Рамазанова Динара Жубанышевна, доктор философии (PhD) по специальности 6D010300- Педагогика и психология
| Индекс Хирша -1 (WoS), Researcher ID 42384338, https://www.webofscie nce.com/wos/woscc/cit ation-report/b0a07547- c996-430d-a6f7- Scopus Author ID: https://www.scopus.co m/authid/detail.uri?aut horId=56658769900 ORCID: |
7 | Оразаева Гульжан Сериковна, кандидат педагогических наук, доцент | ORCID: https://orcid.org/ 0000-0002-1823-4839 |
8 | Алшынбекова Гульназия Канагатовна, кандидат биологических наук | Индекс Хирша h-2 https://www.scopus.com/authid/detail.uri?authorId=57191073992 ORCIDID: 0000-0001-5143-2338 AuthorIDScopus: 57191073992 Web of Science ResearcherID |
9 | Лиходедова Людмила Николаевна, кандидат педагогических наук, доцент | Индекс Хирша h-0 |
10 | Кабдырова Айнур Аскарбековна, доктор философии (PhD) | Индекс Хирша – 2, ORCID |
11 | Дузелбаева Айтолкын Болатовна, доктор философии (PhD) | Индекс Хирша – 2, ORCID — 0000-0002-6743-1644, Scopus Author ID — https://www.scopus.com/authid/detail.uri?authorId=57201399910 |
12 | Дюсенбаева Бибигуль Амангельдиновна, доктор философии (PhD) | ORCID — https://orcid.org/0000-0003-2895-1169
|
13 | Ахметова Асем Еркеновна, магистр | https://www.scopus.com/authid/detail.uri?authorId=57194520994 |
14 | Увалиева Маржан Зайнидиновна, докторант | ORCID — https://orcid.org/ 0000-0003-0734-3455 |
15 | Кудайбергенова Улбосын Жаксылыковна, докторант | ORCID: 0000-0001-9697-6638 |
16 | Наталья Валентиновна Суй-фу шун, докторант | ORCID: 0000-0002-2847-3235 |
17 | Ермағамбет Әлия Ықыласқызы, докторант | |
18 | Ахметова Актлек Жаксылыковна, бухгалтер, магистр экономики | — |
19 | Килыбаев Талгат Берикказиевич, доктор философии (PhD) | ORCID: https://orcid.org/0000-0001-7235-3399 |