Период реализации проекта:2022-2024 гг.
Актуальность проекта: В педагогических вузах Казахстана возникает необходимость опираться на теорию и методику отечественной и зарубежной передовой педагогики в решении проблем, связанных с разработкой методических основ формирования картографической компетентности будущих учителей географии в формировании географической культуры личности на основе обновленного содержания образования. Определение эффективных путей подготовки учителей географии по педагогическому направлению, необходимость обоснования взаимосвязанности модели выпускника и ожидаемых результатов в образовательных программах, наличие конкурентоспособного специалиста в контексте педагогических и географических наук, представление методических путей определяют актуальность настоящего исследования.
Цель проекта: изучение педагогических предпосылок формирования картографической компетентности будущих учителей географии с использованием географических и информационных технологий в педагогических вузах, разработка структурно-содержательной модели и разработка методических основ использования результатов исследования в системе педагогического высшего образования путем проведения эксперимента.
Задачи проекта:
Для выполнения поставленной цели проекта необходимо решить следующие задачи:
— Определение теоретико-методологических и педагогико-психологических основ формирования картографической компетентности будущих учителей-географов в системе высшего педагогического образования;
— Изучение возможностей формирования картографической компетентности будущих учителей-географов в процессе обучения географии вузов и разработка структурно-содержательной модели формирования картографической компетентности будущих учителей-географов;
— Проведение анализа путей формирования картографической компетентности в содержании физико-географического и социально-экономического образования;
— Выбор эффективных способов формирования картографической грамотности будущих учителей-географов и составление системы заданий, разработка методики формирования картографической компетентности будущих учителей-географов;
— Проектирование содержания картографической подготовки будущих учителей географии в системе географического образования, проведение педагогического эксперимента, обработка и публикация его результатов.
Состав исследовательской группы:
1) Бейкитова Альбина Нурахмятовна — старший преподаватель, магистр географии руководитель проекта, https://orcid.org/0000-0003-1757-2198 Scopus ID 59144032200
2) Каймулдинова Куляш Дуйсенбаевна – доктор географических наук, профессор, научный консультант, https://orcid.org/0000-0001-7352-5586 Scopus ID 55976304200
Ожидаемые результаты:
На 2022 год: в соответствии с темой исследования будут собраны данные о научно-исследовательских работах отечественных, российских и зарубежных ученых.
На 2023 год:
— В процессе преподавания географии в вузе изучаются возможности формирования картографической компетентности будущих учителей географии.
-на основе научно-педагогических подходов структурно-содержательная модель формирования картографической компетентности будущих учителей географии в педагогическом вузе структурирована в виде схемы.
На 2024 год:
— В вузе проводится педагогический эксперимент со студентами, обучающимися по образовательной программе география, итоги которого публикуются в виде 2 статей в научных изданиях, имеющих не менее 35 (тридцати пяти) процентилей по CiteScore в базе данных Scopus. Издается монография и учебное пособие. Будет защищена докторская диссертация PhD.