IRN № AP09561457 Recommendations and proposals aimed at achieving gender equality: a study of labor and social security legislation in Kazakhstan

Call for grant funding for scientific and (or) scientific and technical projects for 2021-2023. The name of the priority direction of the development of science for which the application is submitted: Research in the field of social sciences and humanities. The name of the specialized scientific direction for which the application is submitted, type of research: Fundamental, applied, interdisciplinary research in the field of social sciences: Research of topical problems of legal and political support for sustainable development of the state, society, economy.

 

Relevance of the topic. The elimination of discriminatory laws, social norms, and practices should be a common interdisciplinary research issue. This project is aimed at forming recommendations that are going to contribute to social transformation, the development of social and labor legislation from the perspective of achieving gender parity. The choice of the research direction is due to the insufficient attention of the legal science of Kazakhstan to the problems of regulation of equality. The project is going to analyzing labor and social legislation from the perspective of regulating gender equality, which is going to consist of several assessments: implementation of the principle of non-discrimination in labor and social legislation; fulfillment by Kazakhstan of international obligations; opportunities for the implementation of advanced international standards that ensure gender parity.

The goal of project.

 The purpose of the project is to form, disseminate, and prepare for implementation of specific proposals, recommendations for improving the current legislation, mechanisms for ensuring guarantees of the principle of non-discrimination in the social and labor sphere.

The results of project will be:

The forms of implementation of the project results will be:

1) at least 2 (two) articles published, accepted for publication or submitted to peer-reviewed scientific publications included in the Social Science Citation Index or Arts and Humanities Citation Index of the Web of Science database and (or) having a CiteScore percentile in the Scopus database less than 25 (twenty five).

2) Independent forms of project results will be:

development of a draft normative legal act with a package of accompanying documents (explanatory note, concept) on improving guarantees against discrimination in the sphere of employment and social security;

registration and receipt of a Certificate of registration in the state register of rights to objects protected by copyright;

3) The dissemination of the results of work among potential users, the community of scientists and the general public is ensured by the publication of the results in peer-reviewed scientific sources, the media, on Internet sites, in social networks, the submission of proposals, recommendations on improving the legal regulation of gender equality in the form of a draft normative legal act to interested government bodies. The experience of the leaders of the project team in participating in the development of draft legislative acts within the framework of special MLSPP groups allows us to confirm not only the realistic success of one of the results of the study, the development of the draft law, but will also contribute to the implementation of this legislative initiative.

Information for potential users.

Target consumers of the project results are interested government bodies, the scientific community, students, undergraduates, doctoral students, a wide range of people interested in gender equality issues.

The scientific effect of the project on a national scale is that it will lay the foundations of an integrated approach to the fundamental problems of legal regulation of guarantees of gender equality in Kazakhstan; scientific prerequisites and the basis for the further development of the sphere of application of gender parity standards in all areas of the legal regulation of public relations will be created.

Research team and project management.

Project Manager – Buribayev Yermek, Doctor of Law, Associate Professor. ID: 56682087400, ORCID http://orcid.org/0000 -0003-2631-6372.

Chief Researcher – Khamzina Zhanna, Doctor of Law, Professor. ORCID iD https://orcid.org/0000-0003-0913-200. ID: 56682131400.

 

The research results are reflected in the following publications:

Analytical material and results were formed, containing recommendations, proposals for improving the quality of legal regulation of equality, as well as systematization of the prospects for legislative activity in promoting guarantees of non-discrimination; recommendations for improving gender mainstreaming and gender mainstreaming in legislation in the form of 1 (one) article published in a peer-reviewed scientific journal with a CiteScore percentile in the Scopus database of at least 25 (twenty five), in Wisdom, 44th percentile in Scopus:

Buribayev, Y., Khamzina, Z., Belkhozhayeva, D., Meirbekova, G., Kadirkulova, G., & Bogatyreva, L. (2020). Human dignity-the basis of human rights to social protection. Wisdom, 16(3), 143-155.

The project staff participated in an international scientific conference held in Grodno, Belarus, according to the results an article was published:

Бурибаев Е. А., Куттыгалиева А. Р., Хамзина Ж. А. Социальное обеспечение семей, воспитывающих детей с инвалидностью: практика Республики Казахстан // Состояние, проблемы и перспективы развития юридической науки и практики: белорусский и зарубежный опыт: сб. науч. ст./ рГУ им. Янки Купалы; редкол.: С. Е. Чебуранова (гл. ред.) [и др.]. – Гродно: ГрГУ, 2021. – 271 с., С. 66-73.

A draft normative legal act with a package of accompanying documents (explanatory note, concept) on improving the guarantees of the prohibition of discrimination in the field of employment and social security has been developed. The project received a Certificate of entry into the state register of rights to objects protected by copyright, issued by the RSE “National Institute of Intellectual Property” of the Ministry of Justice of the Republic of Kazakhstan.

AP №09561457 Рекомендации и предложения, направленные на достижение гендерного равенства: исследование трудового и социально-обеспечительного законодательства Казахстана

Грантовое финансирование по научным и (или) научно-техническим проектам на 2021-2023 годы (МОН РК). Исследования в области социальных и гуманитарных наук. Фундаментальные, прикладные, междисциплинарные исследования в области общественных наук: Исследование актуальных проблем правового и политического обеспечения устойчивого развития государства, общества, экономики.

Актуальность: Идея проекта состоит в Устранениb дискриминационных законов, социальных норм и практики должно стать общей междисциплинарной проблемой научных исследований. Настоящий проект направлен на формирование рекомендаций, которые будут способствовать социальной трансформации, развитию социально-трудового законодательства с позиции достижения гендерного паритета. Выбор направления исследования обусловлен недостаточным вниманием правовой науки Казахстана к проблемам регулирования равенства. В проекте будет представлен анализ трудового и социального законодательства с позиции регулирования гендерной симметрии, который будет состоять из нескольких оценок: реализации принципа недискриминации в трудовом и социальном законодательстве; выполнения Казахстаном международных обязательств; возможностей имплементации передовых международных норм, обеспечивающих гендерный паритет.

Предметом исследования выступают конституционные права на судебную защиту, на индивидуальные трудовые споры. Объектом – гарантии и механизмы осуществления посредством гражданского судопроизводства судами Республики защиты прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, обеспечение исполнения Конституции, законов, иных нормативных правовых актов, международных договоров Казахстана в сфере труда и социального обеспечения.

Цель проекта заключается в формировании, распространении и подготовке к внедрению конкретных предложений, рекомендаций по совершенствованию действующего законодательства, механизмов обеспечения гарантий принципа запрещения дискриминации в социально-трудовой сфере.

Результатами проекта станут:

1) Формами реализации результатов проекта будут являться:

1) не менее 2-х (двух) статей, опубликованных, принятых в печать или поданных в рецензируемые научные издания, входящие в Social Science Citation Index или Arts and Humanities Citation Index базы Web of Science и (или) имеющие процентиль по CiteScore в базе Scopus не менее 25 (двадцати пяти).

Предположительные издания для опубликования результатов: Journal of Legal, Ethical and Regulatory Issues (42 процентиль); International Journal of Discrimination and Law (56 процентиль); Rivista di Studi sulla Sostenibilita (84 процентиль). В перечисленных изданиях участники проекта имеют публикации, в связи с чем достижение главного показателя проекта является безусловно реалистичным.

2) Самостоятельными формами результатов проекта будут являться:

разработка проекта нормативного правового акта с пакетом сопутствующих документов (пояснительная записка, концепция) по вопросам совершенствования гарантий запрещения дискриминации в сфере трудовой деятельности и социального обеспечения;

оформление и получение Свидетельства о внесении в государственный реестр прав на объекты, охраняемые авторским правом;

3) Распространение результатов работ среди потенциальных пользователей, сообщества ученых и широкой общественности обеспечивается публикацией результатов в рецензируемых научных источниках, СМИ, на интернет-площадках, в социальных сетях, направление предложений, рекомендаций по совершенствованию правового регулирования  гендерного равенства в форме проекта нормативного правового акта заинтересованным государственным органам. Имеющийся у лидеров проектной группы опыт участия в разработке проектов законодательных актов в рамках специальных групп МТСЗН, позволяют утверждать не только о реалистичности успеха одного из результатов исследования – разработки проекта закона, но и будет способствовать внедрению этой законотворческой инициативы.

Информация для потенциальных пользователей:

Целевыми потребителями результатов проекта являются заинтересованные государственные органы, научное сообщество, студенты, магистранты, докторанты, широкий круг лиц, интересующихся проблемами гендерного равенства.

Научный эффект реализации проекта в национальном масштабе  состоит в том, что в нем будут заложены основы комплексного подхода к фундаментальным проблемам правового регулирования гарантий гендерного равенства в Казахстане; будут созданы научные предпосылки и основа для дальнейшего развития сферы применения стандартов гендерного паритета во всех сферах правового регулирования общественных отношений.

Исследовательская группа:

Руководитель проекта – Бурибаев Ермек Абильтаевич, доктор юридических наук, ассоциированный профессор. Scopus Author ID: 56682087400, ORCID http://orcid.org/0000-0003-2631-6372.

Главный научный сотрудник – Хамзина Жанна Амангельдиновна, доктор юридических наук, профессор, ORCID iD https://orcid.org/0000-0003-0913-200. Scopus Author ID: 56682131400.

Результаты исследования:

Cформирован аналитический материал и результаты, содержащие рекомендации, предложения по совершенствованию качества правового регулирования равенства, а также осуществлена систематизация  перспектив законотворческой деятельности в продвижении гарантий недискриминации; рекомендаций по улучшению внедрения гендерного подхода и учета гендерных интересов в законодательстве в  форме 1 (одной) статьи, опубликованной в рецензируемом научном издании, имеющем процентиль по CiteScore в базе Scopus не менее 25 (двадцати пяти), в журнале Wisdom, 44 процентиль в Scopus:

Buribayev, Y., Khamzina, Z., Belkhozhayeva, D., Meirbekova, G., Kadirkulova, G., & Bogatyreva, L. (2020). Human dignity-the basis of human rights to social protection. Wisdom, 16(3), 143-155.

Сотрудники проекта участвовали в международной научной конференции, проходившей в г. Гродно, Беларусь, по результатам опубликована статья:

Бурибаев Е. А., Куттыгалиева А. Р., Хамзина Ж. А. Социальное обеспечение семей, воспитывающих детей с инвалидностью: практика Республики Казахстан // Состояние, проблемы и перспективы развития юридической науки и практики: белорусский и зарубежный опыт: сб. науч. ст./ рГУ им. Янки Купалы; редкол.: С. Е. Чебуранова (гл. ред.) [и др.]. – Гродно: ГрГУ, 2021. – 271 с., С. 66-73.

Разработан проект нормативного правового акта с пакетом сопутствующих документов (пояснительная записка, концепция) по вопросам совершенствования гарантий запрещения дискриминации в сфере трудовой деятельности и социального обеспечения. На проект оформлено Свидетельство о внесении в государственный реестр прав на объекты, охраняемые авторским правом, выдано РГП «Национальный институт интеллектуальной собственности» МЮ РК.