AP22687086 «Разработка методических основ преподавания геополитики в школьном курсе географии».

Период реализации проекта: 2024 – 2026 гг.

Актуальность проекта: За последние несколько лет казахстанская школьная система полностью перешла на обновленное содержание образования, что было признано ОЭСР позитивным шагом в модернизации. В рамках этой реформы изменился и школьный курс географии, что связано с глобальными изменениями, технологическим прогрессом и необходимостью развития критического мышления и гражданской образованности. В частности, в Казахстане в учебниках для 10-11 классов изучается раздел «Геополитика», что является редкостью для школьных программ во многих странах мира. Изучение геополитики способствует пониманию мировых событий, развитию географического сознания и гражданской ответственности, а также подготавливает учащихся к жизни в глобальном обществе. Однако, сложности возникают из-за сложности материала, недостатка учебных ресурсов и актуализации информации. Для преодоления этих трудностей необходимо создать методическое пособие, которое поможет учителям структурировать знания и определить эффективные методы преподавания геополитики. Разработка структурно-содержательной модели обучения геополитике также является важной задачей, так как она будет основой для повышения качества образования и подготовки учащихся к пониманию современных мировых процессов.

Цель проекта: Оказание практической помощи учителям географии с помощью разработки методического пособия по разделу «Геополитика» в рамках обновленного содержания школьного курса географии 10-11 классов и тем самым повышение образовательного уровня обучающихся.

Задачи проекта:

Задачи на 2024 год:

— проанализировать образовательные цели по разделу «Геополитика» в типовых учебных программах предмета «География» для 10-11 классов;

— обзор современных научных и педагогических источников по геополитике;

— сравнение cтруктуры и содержания казахстанской учебной программы географии с зарубежными.

Задачи на 2025 год:

— изучить возможности формирования систем знаний по геополитике у учащихся 10-11 классов;

— создание структурно-содержательной модели процесса формирования систем знаний по геополитике у учеников старших классов, помогающая структурировать знания, определить цели обучения и методы их достижения;

— разработка практических упражнений и кейсов для учащихся, способствующие углубленному пониманию ключевых концепций и развивающие аналитические навыки, критическое мышление.

Задачи на 2026 год:

— анализ и выбор методов для формирования систем знаний по геополитике в рамках географического образования;

— разработка методического пособия по разделу «Геополитика» с целью оказания практической помощи педагогам, которое в итоге послужит обеспечению повышенного уровня освоения знаний по изучаемому разделу;

— экспериментальная работа по оценке результатов разработки практических упражнений и кейсов для учащихся, также методического пособия для учителей географии.

— апробация результатов проекта, публикация статей;

— разработка методического пособия.

Состав исследовательской группы:

1) Мырзалы Назира Бердіғұлқызы, магистр, ст. преп. – руководитель проекта, научный сотрудник, Scopus ID: 57841623100, ORCID ID: 0000-0001-8646-6255.

2) Муздыбаева Карлыгаш Каманаевна, к.г.н., ст. преп. – научный консультант, ведущий научный сотрудник, Scopus ID: 57196247133, ORCID ID: 0000-0003-4258-5636.

Результаты // Ожидаемые результаты

Ожидаемые результаты на 2024 год:

— будут проанализированы образовательные цели по разделу «Геополитика» в типовых учебных программах предмета «География» для 10-11 классов;

— будет проведен обзор современных научных и педагогических источников по геополитике, исследования, связанные с формированием систем знаний по геополитике в рамках географического образования;

— будет проведен сравнительный анализ изучения геополитики в школьной системе зарубежных стран и Казахстана. По итогу будет написана и опубликована статья в БД Scopus/WoS.

Ожидаемые результаты на 2025 год:

— будут изучены возможности формирования систем знаний у обучающихся по геополитике с использованием различных методов и ресурсов, среди которых школьные учебные программы, вспомогательные пособия, специальные курсы и семинары, видеоуроки и т.д.;

— будет создана структурно-содержательная модель процесса формирования систем знаний по геополитике у учеников старших классов, помогающая структурировать знания, определить цели обучения и методы их достижения;

— будут разработаны практические упражнения и кейсы для учащихся, способствующие углубленному пониманию ключевых концепций и развивающие аналитические навыки, и критическое мышление.

Ожидаемые результаты на 2026 год:

— будут проанализированы и выбраны методы для формирования систем знаний по геополитике в рамках географического образования.

— будет разработано методическое пособие по разделу «Геополитика» с целью оказания практической помощи педагогам, который в итоге послужит обеспечению повышенного уровня освоения знаний по изучаемому разделу.

— будет проведена экспериментальная работа по оценке результатов разработки практических упражнений и кейсов для учащихся, также методического пособия для учителей географии.

— результаты проекта будет апробирована на Международной педагогической конференции, будут опубликованы 2 научные статьи в научных изданиях, рецензируемых по научному направлению проекта, индексируемых в Science Citation Index Expanded Web of Science и (или) имеющих процентиль CiteScore не менее 35 (тридцати пяти) в база данных  Scopus.

Вам может также понравиться...