AP19576707 «Формирование инклюзивной компетентности будущих педагогов через технологии универсального дизайна обучения (UDL)»

Период реализации проекта: 2023 — 2025

Актуальность проекта: Модернизация педагогического образования является механизмом ориентированным на самостоятельный уровень вхождения казахстанского общества в мировое пространство, а также мы можем рассматривать инклюзивное образование как мировой бренд, обеспечивающий высокий статуса педагога, создание благоприятной и безопасной образовательной среды с учетом разнообразия специальных образовательных потребностей и личностных возможностей каждого учашегося, доступность качественного образования для всех.

Возможность получения качественного образования для всех, независимо от их особенностей и возможностей, ограничений здоровья утвержден пунктом 1, статьи 3 Закона «Об образовании» Республики Казахстан. В подпункте 21-7 статьи 1 настоящего Закона образование определяется как процесс, обеспечивающий равный доступ к образованию для всех обучающихся с учетом особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. В условиях инклюзивного образования особое внимание следует уделить подготовке педагогов, обеспечивающих качественное образование с учетом особенностей детей с особыми образовательными потребностями. На современном этапе развития педагогической теории и практики с учетом разнообразия и особых потребностей обучающихся актуален вопрос формирования инклюзивной компетентности будущих педагогов для широкой социализации в обществе.

Данный проект направлен на решение одной из социально-педагогических задач, использование технологии универсального дизайна (UDL) для формирования инклюзивной компетентности будущих педагогов, на удовлетворение основных требований к подготовке будущих педагогов, будущий педагог освоивший технологию UDL может быть решающим фактором при решении основной задачи общеобразовательного учреждения создание соответствующей и комфортной образовательной среды, учитывающей особенности каждого ребенка,. UDL как инновационная методика обеспечивает инклюзивную компетентность будущего педагога, что в свою очередь влияет на эффективность качественной подготовки специалистов системы высшего образования.

Цель проекта: разработка научных и методических основ формирования инклюзивных компетенций будущих педагогов через технологии универсального дизайна образования (UDL) и изучить его эффективность с целью обеспечения доступа к качественному образованию каждого с учетом многообразия обучающихся.

Задачи проекта:

  1. Теоретико-методическое обоснование формирования инклюзивной компетентности будущих педагогов через технологии универсального дизайна образования (UDL);
  2. Определить теоретические основы исследования, определить понятия «инклюзивная компетентность», «технология универсального дизайна обучения (UDL)», «формирование инклюзивной компетентности будущих педагогов».
  3. Изучение передового мирового опыта эффективного использования технологии универсального дизайна обучения (UDL) в подготовке будущих педагогов.
  4. Разработка структурно-содержательной модели формирования инклюзивной компетентности будущих педагогов через использование технологии универсального дизайна образования (UDL).
  5. Разработать элективный курс универсальный дизайн обучения (UDL) апробировать и проверить эффективность.
  6. Диагностика уровня инклюзивной компетентности будущих педагогов (констатирующий эксперимент).
  7. Формирование инклюзивной компетентности будущих педагогов и контроль качественных изменений.
  8. По результатам исследования разработка учебного пособия технология универсального обучения (UDL).
  9. Обсуждение и публикация результатов исследований в отечественных и зарубежных научных кругах.

Состав исследовательской группы:

1) Умирбекова Акерке НурланбековнаPhD, и.о ассоциированный профессор, руководитель проекта —  ORCID https://orcid.org/0000-0001-7964-7322  Scopus ID 57222128429

2) Бутабаева Лаура Аскаровна — PhD, ассоциированный профессор, главный научный сотрудник, ORCID  https://orcid.org/0000-0002-3758-8624  Scopus ID 57935087300

3) Уайдуллақызы Эльмира — PhD, ассоциированный профессор, главный научный сотрудник, ORCID  https://orcid.org/0000-0002-5613-4871 Scopus ID 57349535200

4) Шалабаева Лаура Исмаилбековна — PhD, ассоциированный профессор, главный научный сотрудник, ORCID  https://orcid.org/0000-0003-2231-7888  Scopus ID 57190161451

Результаты // Ожидаемые результаты (зависит от периода реализации проекта)

  1. Подготовка теоретико-методического обоснования формирования инклюзивной компетентности будущих педагогов через технологии универсального дизайна обучения (UDL);
  2. Не менее 2 статьей в рекомендованных журналах КОКСОН или в зарубежных рецензируемых журналах.
  3. Подготовка модели формирования инклюзивной компетентности будущих педагогов через использования технологии универсального дизайна обучения (UDL);
  4. Подготовка элективного курса технологии универсального дизайна обучения (UDL);
  5. Результаты научных исследований в соответствии с требованиями конкурсной документации: В рецензируемом научном издании в базе Web of Science, индексируемый по Social Science Citation Index или Arts and Humanities Citation Index и (или) в базе Scopus CiteScore публикация 1 научной статьине менее 35 (тридцати пяти) процентиль;
  6. Подготовка учебного пособия технологии универсального дизайна обучения (UDL).

Результаты, полученные в 2023 году:

— Определены теоретико-методологические основы формирования инклюзивной компетентности будущих учителей с использованием технологии универсального проектирования образования (UDL). В ходе него были определены и уточнены понятия «инклюзивная компетентность», «универсальная проектная технология образования (UDL)», «формирование инклюзивной компетентности будущих учителей». Проведено исследование лучших мировых практик эффективного использования технологии универсального проектирования образования (UDL) в подготовке будущих учителей. С способами эффективного использования технологии Universal Design of Learning (UDL), которая необходима, получен сертификат онлайн-курса на платформе CAST для освоения мирового опыта.

— 1 статья опубликована журнале рекомендованных ККСОН МОН РК, 1 статья опубликована в отечественном журнале.

Результаты, полученные в 2024 году:

— В статье опубликован результат разработки структурно-содержательной модели формирования инклюзивной компетентности будущих учителей с использованием технологии универсального проектирования образования (UDL).

— 1 статья опубликована журнале рекомендованных ККСОН МОН РК, 3 статьи опубликованы на международных научных конференциях.

Вам может также понравиться...