Период реализации проекта: 2022-2024 гг.
Актуальность проекта: на текущий момент интернет-литература не изучена отечественным литературоведением. Интернет-литература, сосредоточена на конкретных жанрах, определенных сетевых произведениях. Ощущается недостаток в крупных академических работах, посвященных проблеме Интернет-литературы, исследования находятся на этапе становления, а сама традиция изучения сетевой литературы лишь зарождается. Исследователи сетевого материала зачастую используют уже устоявшуюся, существующую методологию в зависимости от направления, в рамках которого осуществляется исследование.
Цель проекта: разработка теоретико-методологического аппарата изучения интернет-литературы с учетом основных художественных тенденций и свойств.
Задачи проекта: определить границы понятия «Интернет-литература», обозначив институциональную структуру сетевого литературного поля; представить теоретико-литературный анализ понятия «Интернет-литература», обозначив основные вехи истории развития сетевой словесности во взаимосвязи с историческим изменением функциональных возможностей Интернета и эволюции горизонта ожидания сетевого читателя; рассмотреть теоретические взгляды Интернет авторов на сетевой литературный процесс; проследить сходство сетевого литературного материала и устного народного творчества; рассмотреть явление Интернет-литературы в его собственном литературном качестве и с точки зрения его возможного влияния на развитие словесного творчества; проанализировать поэтику текстов современной бумажной литературы, в которых на уровне авторского замысла заметно влияние компьютерного дискурса; выявить изменения, происходящие в поэтике текста под воздействием киберсреды как целостного пространства (художественное осмысление компьютерной виртуальной реальности), так и различных ее элементов (компьютерные игры, блоги, чат, сайты).
Состав исследовательской группы:
1)Сабирова Дина Алтаевна – PhD, и.о.ассоц.профессора, руководитель проекта, https://orcid.org/0000-0002-6001-5314, Scopus ID 56646358700;
2) Нурбаева Аида Мухтаровна – PhD, и.о.ассоц.профессора, ведущий научный сотрудник, https://orcid.org/0000-0003-1653-0383, Scopus ID 56646603500;
3) Саметова Жанагул Шынгысхановна — PhD, и.о.ассоц.профессора, старший научный сотрудник, https://orcid.org/0000-0002-9481-4579, Scopus ID 57192686506;
4) Молдағали Мадина Бауыржанқызы – докторант, научный сотрудник, https://orcid.org/0000-0001-8494-1497, Scopus ID 58506745600;
5) Сабирова Рабия Султанбековна – магистр педагогических наук, научный сотрудник, программист
6) Сусузова Азиза Абдувахаповна – бакалавр, младший научный сотрудник.
Результаты:
Качество и результаты проводимых исследовательских работ отражено в публикациях:
в журналах базы SCOPUS:
- Nurbayeva Aida, Baibolov Alibek. Teachers’ views on the methodology of teaching Internet literature // Cypriot Journal of Educational Sciences.Volume 17, Issue 8, (2022) 2946-2959 pp. DOI: https://doi.org/10.18844/cjes.v17i8.7911
- A. Sabirova, A.M. Nurbaeva,Sametova Zh.Sh., Baibolov A.U., Moldagali M.B. Artistic features of Lydia Kossutskaya’s prose for children (based on the material of the Kazakh literary online magazine Daktil) // Journal of Ecohumanism, 2024, 3(3), 1511–1516. https://doi.org/10.62754/joe.v3i3.3616
В журналах, рекомендованных КОКСНВО МНВО РК:
- Сабирова Д., Молдағали M. Интернет-әдебиеті ұғымын теориялық, әдеби талдау. // «Keruen» ғылыми журналы, 2022, 77(4), 231–238. https://doi.org/10.53871/2078-8134.2022.4-19
- Сабирова , Д., Молдағали , М., & Серікова , С. (2023). ҚАЗАҚСТАННЫҢ ҚАЗІРГІ ИНТЕРНЕТ ӘДЕБИЕТІ. «Keruen» ғылыми журналы, 79(2). https://doi.org/10.53871/2078-8134.2023.2-16