Профессиональное развитие (ПР) является одним из ключевых факторов, определяющих повышение качества и актуальности образования. Наличие профессионально подготовленных преподавателей имеет решающее значение для качества высшего образования, однако слишком много преподавателей высших учебных заведений не имеют достаточной педагогической подготовки, а систематические инвестиции в непрерывное профессиональное развитие учителей остаются исключением.
Профессиональное развитие широко признано необходимым условием конкурентоспособности отдельных лиц и организаций. Это означает, что недостаточная профессиональная подготовка профессорско-преподавательского состава (ППС) вузов создает значительный риск для качества высшего образования и, следовательно, для общества в целом.
Это связано с рядом современных тенденций, таких как массовость высшего образования, распространение личностно-ориентированных подходов и растущее значение цифровых технологий, а также смещением фокуса от «hard» (профессиональных) к «soft» (гибким) навыкам. Именно гибкие навыки помогают преуспеть на рабочем месте, и их важность нельзя игнорировать в век информации и знаний.
Оценка профессионального успеха ППС зависит от способности развивать и применять «soft skills» — коммуникацию, лидерство, рефлексию и самоанализ, взаимопомощь, проактивность и т.д. В то же время, данные международных отчетов (ОБСЕ, ЮНЕСКО) свидетельствуют о том, что в большинстве случаев ППС Республики Казахстан участвуют в мероприятиях по ПР лишь изредка или бессистемно, а ожидаемые положительные результаты ПР, как правило, не достигаются.
Это противоречие между теоретическими предположениями и фактической реальностью поддерживает аргументацию данного исследования. Опыт развитых стран демонстрирует, что неформальное лидерства и внутренняя (intrinsic) мотивация приводит к максимально ощутимым результатам профессионального развития. Следовательно, наиболее эффективными являются предложенные в данном проекте bottom-up (восходящие) неформальные системы в противоположность формальным системам нисходящей иерархии, принятой в системе профессионального образования.
Цель проекта: Определить барьеры и «узкие места» (bottlenecks) в овладении «soft skills» профессорско-преподавательского состава вузов на различных этапах карьеры и разработать онлайн-платформу (сайт) с bottom-up моделью их устранения в процессе профессионального развития.
Ожидаемые результаты проекта:
1) Будет изучен международный опыт и проведен системный обзор литературы по вопросу профессионального развития (педагогического, инновационного и исследовательского аспекта) и роли «soft skills» в контексте повышения квалификации ППС вузов;
2) Будут определены и охарактеризованы барьеры и «узкие места» (bottlenecks), возникающие на различных этапах карьеры преподавателя вуза;
3) Будет предложен инструментарий оценивания индивидуальной траектории профессионального развития;
4) Будут определены стратегии формирования «soft skills» в процессе профессионального развития, а также методы оценки их результативности с учетом международного опыта;
5) Будет разработана онлайн-платформа bottom-up модели устранения «пробелов» (gaps) и «узких мест» (bottlenecks) при формировании «soft skills»;
6) Будут разработаны практические рекомендации по масштабированию способа устранения препятствий профессионального развития и формирования «soft skills», а также модели оценивания качества профессионального развития.