АР19680029 «Теория и технология комплексной психолого-педагогической оценки развивающего потенциала образовательной среды школы с использованием международных шкал SAKERS (модифицированный вариант)»

Актуальность проекта
Результативность проекта будет обеспечена интеграцией ресурсов высшей и средней (малокомплектной) школы – ведущего педагогического вуза страны КазНПУ имени Абая и школ г.Алматы и Алматинской, Восточно-Казахстанской, Южно-Казахстанской областей, организаций дополнительного образования
— в актуальности проблемы оценивания образовательной и развивающей среды для обеспечения равного доступа к качественному образованию обучающихся с применением международных шкал SACERS (модифицированный вариант);
— в необходимости и важности результатов проектного исследования для совершенствования качества образования в казахстанских школах;
— в интеграции научно-образовательного исследовательского потенциала педагогических университетов и общеобразовательных организаций с целью повышения образовательных результатов учащихся до уровня мировых стандартов;
— в проектировании инструментов измерения и оценки образовательной среды; подготовке рекомендаций по использованию международных шкал SACERS в общеобразовательных школах Казахстана (модифицированный вариант);
— в реализации комплексного подхода по оцениванию образовательных результатов обучающихся, развития их личности, профилактике имеющихся нарушений на основе комплексной диагностики и оценивания.
Основные конструктивные и технико экономические показатели:
В настоящий период сформирован определенный потенциал исследователей из числа выпускников магистерской программы «Педагогические измерения» в КазНПУ имени Абая. Финансовая поддержка данного проекта углубит теоретические положения по оцениванию и измерениям, способствует их комплексной практической реализации; результаты исследований будут направлены на совершенствование школьного образования, психолого-педагогическую поддержку учащихся, развитие мотивации и успешности, интеграцию средней и высшей школы в подготовке педагогических кадров.
Цель работы: разработка методологических основ и проектирование научно-методического комплекса оценивания развивающего потенциала образовательной среды казахстанских школ эффективными измерительными инструментами с использованием международных шкал SAKERS (модифицированный вариант).
Объект исследования, разработки или проектирования:
1) анализ реальных вызовов XXI века, влияющих на развитие личности обучающихся;
2) исследование и обоснование контента положительной мотивации и субъективного благополучия казахстанских школьников с использованием международных шкал SAKERS (модифицированный вариант);
3) разработка и проведение курсов повышения квалификации «Экспертное оценивание развивающего потенциала образовательной среды школы с использованием шкал SACERS» с целью подготовки команды экспертов;
4) рекомендации по внедрению международных шкал оценивания SAKERS в общеобразовательные школы Казахстана.
Степень внедрения:
Предпосылками к разработке проекта являются предварительные результаты частично проводимых исследований в рамках реализации сетевой образовательной программы «Педагогические измерения» на базе КазНПУ имени Абая, дисциплина «Основы педагогических измерений» для студентов педагогических специальностей.
Эффективность:
В республике на сегодняшний период практически отсутствуют подобные исследования, несмотря на их востребованность в мировом масштабе. Принципиальное отличие идеи проекта состоит в разработке методологии, инструментариев и механизмов оценивания, характерных для отечественного образования, учитывающих особенность и менталитет казахстанских школ.
Методы исследования:
Для достижения цели в описанных рамках используются разнообразные методы исследования:
1) анализ нормативно-правовых актов Республики Казахстан, регламентирующих систему образования;
2) анализ научной литературы по проблеме оценивания в образовании, развития личности обучающихся, социального и психологического здоровья; контент-анализ, моделирование;
3) обстоятельное изучение приоритетов международных шкал измерения и оценивания образовательной среды, обоснование преимущества шкалы SAKERS;
4) анализ практического опыта организаций образования в РК, СНГ и дальнем зарубежье по психолого-педагогической поддержке и сопровождению личности обучающихся;
5) эмпирические методы: анкетирование, фокус-группа, тестирование, моделирование;
6) психолого-педагогический эксперимент, направленный на разработку методологии оценивания, измерительных механизмов мотивации и субъективного благополучия учащихся;
7) методы математической статистики и обработки результатов оценивания образования. Будут учтены принципы этического кодекса для исследователей проблем образования Проект разработан в соответствии с принципами академической честности и исследовательской этики, основанных на коллективизме, универсализме, бескорыстности и организованном скептицизме (моральные принципы Роберта Мертона).
Полученные результаты за 2023 год:

1.Завершена и опубликована статья в журнале «Педагогика и психология» Комитета по обеспечению качества в сфере науки и высшего образования РК:

2.Кошербаева А., Исалиева С., Касымова Г., Кошербаев Р., Бегимбетова Г. Оценка образовательной среды с использованием международных шкал sacers: библиометрический рассказ (Assesing Edcational invironments using SACERS International Scales: a bibliometric perspective) // Педагогика и психология . – 2023. – № 3(56). – С.107–115: DOI: 10.51889/2960-649.2023.15.3.012 [Электронный ресурс]: URL: https://journal-pedpsy.kaznpu.kz/index.php/ped/article/view/1539.

3.Аналитический обзор источников, который представлен в исследовании свидетельствует о динамических преобразованиях и вызовах XXI века. Именно это оказывает существенное влияние на развитие личности и формирование образовательной среды обучающихся. Контент-анализ инструментов измерения и оценки образовательной среды обеспечивается методологией педагогических измерений и представлением научных взглядов ученых в данной области (2017-2023 гг).

4.Завершено исследование в рамках теоретического обоснования проблемы развития обучающихся на основе эффективных измерений образовательной среды. В рамках Бипарадигмальной методологии инструментов измерения и оценки образовательной среды по международным шкалам SACERS внимание сосредоточено на териии педагогических измерений, позитивистском, синергетическом подходах.

5.Завершен 1 раздел монографии с обоснованием методологии измерения и оценки качества образовательной среды: «Проектный кластер как механизм оценки измерения развивающего потенциала образовательной среды школы» (методогическое обоснование).
В содержание монографии вошли три раздела:

  1. Бипарадигмальная методология инструментов измерения и оценки образовательной среды по международным шкалам SACERS.
  2. Исторический экскурс в исследования о роли образовательной среды для развития личности.
  3. Образовательная среда как фактор развития личности школьника и педагогического коллектива.

Кластер представлен взаимодействующими партнерами двух образовательных организаций в рамках проектного исследования: ученые и исследователи ГОП «Педагогики и психологии». «Педагогические измерения»КазНПУ имени Абая и института урбанистики и глобального образования МГПУ (Москва, Россия). Итогом кластера является международный обучающий семинар (online-offline), организованный институтом урбанистики и глобального образования МГПУ (Россия, Москва 02.10.2023-16.10.2023). Члены проектной группы получили удостоверение о повышении квалификации в количестве 72 часа.

1. Подготовлены и систематизированы в рамках темы проекта материалы для обзорной статьи в рецензируемом журнале базы Scopus более 35 (тридцати пяти). Материалы освещают актуальность проблемы измерения и оценки образовательной среды обучающихся, где происходят жизненные стуации, вплоть до стресса. Необходимо управлять такими ситуациями в образовательной среде, влияющих на качество обучения и познавательный процесс.

2. На базе образовательной программы «Педагогика и психология». создана научно-исследовательская лаборатории «Педагогические измерения», получено авторское свидетельство. Официальное открытие лаборатории прошло 10 ноября 2023 г. в рамках международной NEOконференции «Управление и оценивание в педагогическом образовании: тренды, опыт и технологии». В открытии лаборатории принял участие заместитель директора научно-исследовательского института урбанистики и глобального образования МГПУ, профессор, к.психолог.наук, специалист в области измерения и оценки по международным шкалам SACERS и ECERS Шиян И.Б. Профессором в период 10-16 ноября прочитаны на базе лаборатории лекции на тему: «Шкалы оценки качества образовательной среды и их роль в развитии образования».

3. В рамках вышеназванной NEO конференции члены проектной группы выступили с докладами (сборник конференции, программа, фото и видео отчеты прилагаются; информация размещена на сайте университета и опубликована в «Білімді Ел»).

4. Завершено технологическое обеспечение статьи в индексируемый журнал базы Scopus по теме проекта. Название статьи: «An overview study on the Educational Psychological assessment by veasuring Students stress levels». Статья принята в печать в журнал Cakrawala Pedidikan, 2024, № 1 (февраль).

 

Вам может также понравиться...