ИРН АР08855685 «Парадигмы языковой коммуникации: литературное говорение и латинографическое письмо»

Актуальность проекта. На этапе развития современного языкознания этот словарный фонд должен служить коммуникативной базой национальных отношений. Для этого нужно рассматривать теоретико-практическую значимость деятельности, реализующую языковое общение, то есть процессы говорения и письма, определить методологические подходы к коммуникации. В этой связи в работе обсуждаются коммуникативный характер говорения и письма, его состав и структура, языковые и коммуникативные единицы в соответствии с правилами орфоэпии и орфографии.

Основные параметры коммуникативной функции – система коммуникативных парадигм, определяющая научно-практический характер языковой коммуникации. Научные парадигмы языковой коммуникации в казахском языкознании рассматриваются в новых направлениях и требуют углубленного теоретического и практического изучения.

Парадигмы языковой коммуникации осуществляют процессы доведения мыслей, понимания, обмена мнениями в устной и письменной форме. Этот процесс проявляется в видах и функциях речевой деятельности. Среди видов речевой деятельности говорение и письмо связаны между собой по парадигматическим признакам и особенностям, таким как, внутреннее содержание, внешняя форма, структура и состав.

Язык – самое сложное явление в человеческой природе. Он выполняет различные функции в зависимости от его использования и места, которые он получает в жизни. Так как функция языка осуществляется через языковые единицы, в науке в качестве его альтернативы используется термин «функция слова». Основные функции слова классифицируются как номинативная функция, функция воспроизведения мыслей, социальная функция, гносеологическая функция, экспрессивная функция и др.

       Коммуникативные парадигмы в работе определяются по следующим критериям. Парадигмы изучаются 1. Как постановка и решение научной проблемы в роли стандартно сложившейся единой лингвистической системы; 2. Как единицы хранения орфоэпических и орфографических закономерностей; 3. Как законная совокупность объединении букв – звуков – орфографии; 4. В качестве компонента, осуществляющего языковую коммуникацию со стороны использования и деятельности; 5. Как совокупность содержимого, основанного на общих закономерностях.

Цель проекта – анализирование и описание взаимосвязи говорения и письма как национальный код словесного искусства казахов с научно-практической точки зрения на основе коммуникативных закономерностей; показать пути использования, развития, функционирования, сохранения говорения, относящиеся к процессу языковой коммуникации в соответствии с литературными нормами; научно-теоретическая систематизация норм написания относительно орфографии; обобщение, анализ, апробация принципов, касающихся латиницы.

Задачи проекта:

—           определение содержания образования, описание научных основ коммуникативной парадигмы с акцентом на ее связи с другими областями;

—           установление критериев, требований, принципов парадигм языковой коммуникации;

—           определение способов уровневого усвоения студентами вуза литературной нормы процесса говорения, основанной на теории речевой коммуникации;

—           анализ норм устного литературного языка и его классификация по уровням;

—           различение норм письма, определение его главных критериев;

—           анализ, определение роли письма в непрерывной системе образования;

—           разработка методической системы процесса говорения и письма, основанной на теории языковой коммуникации;

—           экспериментально-практическая проверка, обоснованная влиянием говорения и письма на развитие учебного процесса и на грамотность.

Ожидаемые результаты:

—  за 2020  год: 1 научная статья  в журнале  рекомендованных   ККСОН МОН РК;  будет организован круглый стол на тему «Виды говорения и письма, основанные на теории коммуникации».

—  за 2021 год: будет опубликовано  2 научных статьи в журналах, рекомендованных   ККСОН МОН РК, 1 статья в журнале  входящем в базу РИНЦ, 1 статья будет опубликована в сборнике  международной конференции,  1 методическое указание на тему «Методические основы говорения и письма»; будет организована 1 конференция на тему «Коммуникативная основа языковых парадигм».

— за 2022 год: 2 научных статей в журналах, рекомендованных   ККСОН МОН РК, 1 статья будет опубликована в сборнике  международной конференции,  1 научная  статья в журнале входящем в базу Scopus и  1 коллективная монография на тему «Парадигмы языковой коммуникации».

Достигнутые результаты:

  1. Тілдік коммуникация аясындағы айтылым үдерісі/ Қазақстан ғылымы мен өмірі 2020, №11. (147). – 362-365 бб.
  1. Оразбаева Ф.Ш., Нургазиев Т.Е., Иманкулова М.А. Коммуникативная парадигма в казахском языкознании: история развития и перспективы/ Научный журнал «Инновации. Наука. Образование». Индексация в РИНЦ. 2021. – №2 февраль. Стр. 1271-1276.
  2. Коммуникация арнасы – ақпарат/ «Білім саласындағы рухани жаңғыру мәселелері» атты IX дәстүрлі Халықаралық ғылыми- практикалық конференцияның материалдары. I Том. Туркестан,  2021. 89-94 бб.
  3. Оразбаева Ф.Ш. Коммуникативтік акт сапасы – жазылым процесі/ «Білім саласындағы рухани жаңғыру мәселелері» атты IX дәстүрлі Халықаралық ғылыми- практикалық конференцияның материалдары. I Том. Туркестан,  2021. 12-17 бб.
  4. Әміржанова Н.Қазақ қоғамында қолданылған жазу түрлері / «Білім саласындағы рухани жаңғыру мәселелері» атты IX дәстүрлі Халықаралық ғылыми- практикалық конференцияның материалдары. I Том. Туркестан,  2021. 75-80 бб.
  5. Оразбаева Ф. Айтылым әрекетіндегі сөздің қатысымдық қызметі/Абай атындағы Қазақ ұлттық университетінің Хабаршысы. Филология ғылымдары сериясы. – Алматы, 2021. – №1 (72).  –114-121 бб.
  6. Оразбаева Ф. Ғалым мұрасы – рухани қазына/ Абай атындағы Қазақ ұлттық университетінің Хабаршысы. Филология ғылымдары сериясы. – Алматы, 2021. – №1 (72).  –111-114 бб.
  7. Оразбаева Ф.Ш.  Қазақ тілін оқыту әдістемесінің тарихы/ «edu.e-history.kz» халықаралық электронды ғылыми  журнал.– 2021. – № 2 сәуір-маусым.

 

9 октября 2020 года был организован республиканский онлайн круглый стол «Виды говорение и письма основанные на теории коммуникации».

 

Исполнители проекта:

Руководитель проекта — д. п. н., профессор, главный научный сотрудник Оразбаева Ф. Ш.

Исполнители проекта:

д. п. н., профессор, главный научный сотрудник Даулетбекова Ж. Т.

д. п. н., доцент, главный научный сотрудник Рахметова Р. С.

д. п. н., доцент, старший научный сотрудник Рауандина А. К.

к. ф. н., старший научный сотрудник Амиржанова Н. С.

к. ф. н., старший научный сотрудник Коканова Ж. А.

PhD, старший преподаватель, научный сотрудник Иманкулова М. А.

Младший научный сотрудник докторант Мазибаева Ж.