ИРН BR18574162 «Инклюзивно ориентированная подготовка специальных педагогов»

Актуальность исследования. Включение детей с ОВ в общеобразовательный процесс вызвало определенные трудности, связанные с недостаточно эффективной организацией их психолого-педагогической поддержки и сопровождения. В значительной степени это обусловлено отсутствием инклюзивноориентированных профессиональных компетенций у специальных педагогов, не владеющих навыками профессиональной деятельности в общеобразовательных дошкольных и школьных организациях. Увеличивающееся количество инклюзивных организаций встречает серьезные трудности в процессе обучения детей с ОВ и испытывает острую потребность в квалифицированной помощи специальных педагогов. В связи с поставленной в «Национальном проекте «Качественное образование «Образованная нация», утвержденного Постановлением Правительства Республики Казахстан от 12 октября 2021 года № 726,  конкретной задачей обеспечить к 2025 году 100% «охват детей с ограниченными возможностями развития специальной психолого-педагогической поддержкой и ранней коррекцией», возникает необходимость обеспечения инклюзивных организаций специальными педагогами с сформированными инклюзивноориентированными компетенциями. Вместе с тем, сложившаяся в казахстанских вузах подготовка специальных педагогов традиционно нацеливает обучающихся на предстоящую профессиональную деятельность в специальных детских садах и школах, реабилитационных центрах, кабинетах психолого-педагогической поддержки и др. Решение указанного противоречия возможно лишь в случае серьезного пересмотра процесса подготовки специальных педагогов в вузе с переориентиром их на будущую работу в инклюзивных организациях.

Цель программы. В соответствии с современными тенденциями развития инклюзивного образования в Республике Казахстан разработать направления, содержание, методы, технологии и учебно-методическое обеспечение модернизизированного процесса подготовки специальных педагогов в вузе с переориентиром их на будущую работу в инклюзивных организациях.

Ожидаемые результаты за 2023 Достигнутые результаты за 9 месяцев 2023 года
1 Аналитический материал об обеспеченности  инклюзивных организаций специальными педагогами.

Научная статья в РИНЦ — 1

— Подготовлен аналитический материал об обеспеченности инклюзивных организаций специальными педагогами. Изучены официальные и исследовательские статистические данные, сводка и группировка статистических сведений относительно сети специальных и инклюзивных организаций дошкольного и школьного образования в РК.

— Опубликована научная 1 статья в РИНЦ

2 Обобщенные результаты интерьюирования администрации и педагогов в  инклюзивных организациях  РК Представлены обобщенные результаты интерьюирования администрации и педагогов в  инклюзивных организациях  РК проведенного с целью определения требований инклюзивных организаций к подготовке специальных педагогов в дошкольных и школьных организациях.
3 Обобщенные результаты опроса студентов ОП «Специальная педагогика» в казахстанских вузах Представлены обобщенные результаты опроса студентов ОП «Специальная педагогика» в казахстанских вузах по изучению состояния их инклюзивно ориентированной готовности и оценки уровня подготовки в вузе к работе в условиях инклюзивного образования.
4 Обобщенные результаты опроса выпускников  ОП «Специальная педагогика» — Представлены обобщенные результаты опроса выпускников ОП «Специальная педагогика», работающих в инклюзивных организациях. Целью социологического опроса являлось определение выпускниками уровня собственной инклюзивно ориентированной  подготовки, выявление трудностей, встречающихся им в работе, и пробелов в теоретических знаниях  по вопросам организации и содержания деятельности специального педагога в инклюзивном образовании.

— Опубликована научная статья в журнале КОКСОН МНВО РК

5 Обобщенные результаты опроса преподавателей вузов, реализующих ОП «Специальная педагогика». Представлены обобщенные результаты опроса преподавателей вузов. Командой исследователей КазНПУ имени Абая был проведен социологический опрос преподавателей вузов, реализующих подготовку специальных педагогов. Целью социологического опроса являлось  изучение мнения преподавателей о необходимости специальной, инклюзивно ориентированной, подготовке специальных педагогов в вузе, о современном состоянии такой подготовки, выявления мнения преподавателей о возможных путях улучшения процесса подготовки в вузе специальных педагогов к работе в условиях инклюзивного образования.
6 Монография «Зарубежный опыт подготовки специалистов для работы с детьми с ограниченными возможностями». Авторское свидетельство — Издана монография «Зарубежный опыт подготовки специалистов для работы с детьми с ограниченными возможностями».

— Получено свидетельсвто об авторском праве на интеллектуальную собственность на коллективную монографию «Зарубежный опыт подготовки специалистов для работы с детьми с ограниченными возможностями»

7 Аналитический материал по определению тенденций подготовки  специальных педагогов в  СНГ Представлен аналитический материал по определению тенденций подготовки специальных педагогов в  СНГ.
8 Научная статья в   рецензируемом зарубежном журнале или в журнале КОКСОН — 4 Опубликованы 3 статьи РИНЦ и 2 статьи КОКСОН МНВО РК.

Опубликованы статьи в журналах РИНЦ:

— Билялов Д.Н., Мовкебаева З.А., Дюсенбаева Б.А., Дузелбаева А.Б., Хамитова Д.С., Оразаева Г.С. СОСТОЯНИЕ ПОДГОТОВКИ И ОБЕСПЕЧЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНЫМИ ПЕДАГОГАМИ ИНКЛЮЗИВНОГО ПРОЦЕССА В КАЗАХСТАНСКИХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ//Научное обозрение. Педагогические науки. – 2023. – № 1. – С. 30-35; URL: https://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=2467 (дата обращения: 21.06.2023).

— Билялов Д.Н., Мовкебаева З.А., Дюсенбаева Б.А. КОМПЕТЕНЦИИ СПЕЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА В ИНКЛЮЗИВНОМ ОБРАЗОВАНИИ //Научно-практический журнал «Заметки ученого» — 2023. — №2. С. 45-55.

— Туребаева К.Ж. Рамазанова Д.Ж. Проблема готовности будущих специальных педагогов к работе в условиях инклюзивного учебного заведения //ЭЛЕКТРОННЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ДНЕВНИК НАУКИ», — 2023. — №4.  DOI 10.51691/2541-8327_2023_4_16

Опубликованы статьи в журналах рекомендованных КОКСОН МНВО РК:  

— Г.А. Абаева, Г.С. Оразаева, Л.Н. Лиходедова «Состояние и перспективы подготовки специальных педагогов в современных условиях»// Журнал Педагогика и психология» КазНПУ имени Абая. No1(54),2023. С.90-101. https://doi.org/10.51889/2077-6861.2023.1.30.030

—  Жумагелдиева А.Д., Абаева Ғ.А. ИНКЛЮЗИВТІ БІЛІМ БЕРУ ОРТАСЫНДА ПЕДАГОГТАРДЫҢ КӘСІБИ ДАЯРЛЫҒЫН ҚАЛЫПТАСТЫРУ ҮЛГІСІ//

Абай атындағы ҚазҰПУ-ң ХАБАРШЫСЫ «Педагогика ғылымдары» сериясы, №2(78), 2023 ж.  – Б. 136–145. https://doi.org/10.51889/2959-5762.2023.78.2.014

Издана монография:

— Мовкебаева З.А., Абаева Г.А., Оразаева Г.С., и др. «Зарубежный опыт подготовки специалистов для работы с детьми с ограниченными возможностями». Монография под редакцией Д.Н. Билялова. — «ТОО «Нур-ДиАс баспасы», Алматы – 2023г. 315 с.

Полученные охранные документы:

  • Свидетельсвто об авторском праве на интеллектуальную собственность на коллективную монографию «Зарубежный опыт подготовки специалистов для работы с детьми с ограниченными возможностями» № 38985 от09.2023 г.

Состав исследовательской группы

п/п

Ф.И.О. (при его наличии), образование, степень, ученое звание Индекс Хирша, идентификаторы ResearcherID, ORCID, Scopus Author ID (при наличии)
1 Билялов Дархан Нурланович, доктор философии (PhD) Индекс Хирша – 3

https://www.scopus.com/authid/detail.uri?authorId=57204138208

ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2686-8751

2 Мовкебаева Зульфия Ахметвалиевна, доктор педагогических наук, доцент Индекс Хирша – 3, https://www.scopus.com/authid/detail.uri?authorId=57190754145

Scopus Author ID – 57190754145

Web of Science Researcher ID

http://www.researcherid.com/rid/W-6870-2018

ORCID: https://orcid.org/0000-0003-2757-3389

3 Хамитова Дана Сункарбековна,

доктор философии (PhD)

Индекс Хирша – 2, https://www.scopus.com/authid/detail.uri?authorId=57219914649

Scopus Author ID — https://www.scopus.com/authid/detail.uri?authorId=57219914649

Web of Science Researcher ID

ABB-3412-2020,

ORCID –

https://orcid.org/0000-0003-2609-0887

 

4 Абаева Галия Аскербековна, кандидат педагогических наук, доцент h-1

ORCID:

https://orcid.org/0000-0001-9784-5971

5 Туребаева Клара Жаманбаевна, д.п.н., профессор h-1

ORCID:https://orcid.org/0000-0002-0204-3501

6 Рамазанова Динара Жубанышевна, доктор философии (PhD) по специальности

6D010300-

Педагогика    и психология

 

Индекс Хирша -1 (WoS),

Researcher ID 42384338,

https://www.webofscie nce.com/wos/woscc/cit ation-report/b0a07547- c996-430d-a6f7-

bffbb7dadd8d- 3dd73a27

Scopus Author ID: https://www.scopus.co m/authid/detail.uri?aut horId=56658769900

ORCID:

https://orcid.org/0000- 0001-8517-7072

7 Оразаева Гульжан Сериковна, кандидат педагогических наук, доцент ORCID:

https://orcid.org/ 0000-0002-1823-4839

8 Алшынбекова Гульназия Канагатовна, кандидат биологических наук Индекс Хирша

h-2

https://www.scopus.com/authid/detail.uri?authorId=57191073992

ORCIDID: 0000-0001-5143-2338

AuthorIDScopus: 57191073992

Web of Science ResearcherID
ADD-1698-2022

9 Лиходедова Людмила Николаевна, кандидат педагогических наук, доцент Индекс Хирша

h-0

10 Кабдырова Айнур Аскарбековна, доктор философии (PhD) Индекс Хирша – 2,

ORCID

https://orcid.org/0000-0002-9524-1071

11 Дузелбаева Айтолкын Болатовна,

доктор философии (PhD)

Индекс Хирша – 2,

ORCID — 0000-0002-6743-1644,

Scopus Author ID — https://www.scopus.com/authid/detail.uri?authorId=57201399910

12 Дюсенбаева Бибигуль Амангельдиновна, доктор философии (PhD) ORCID — https://orcid.org/0000-0003-2895-1169

 

13 Ахметова Асем Еркеновна, магистр https://www.scopus.com/authid/detail.uri?authorId=57194520994
14 Увалиева Маржан Зайнидиновна, докторант ORCID — https://orcid.org/

0000-0003-0734-3455

15 Кудайбергенова Улбосын Жаксылыковна, докторант ORCID: 0000-0001-9697-6638
16 Наталья Валентиновна Суй-фу шун, докторант ORCID: 0000-0002-2847-3235
17 Ермағамбет Әлия Ықыласқызы, докторант
18 Ахметова Актлек Жаксылыковна,  бухгалтер, магистр экономики
19 Килыбаев Талгат Берикказиевич, доктор философии (PhD) ORCID: https://orcid.org/0000-0001-7235-3399

 

Вам может также понравиться...