Период реализации проекта: 2022-2024
Актуальность проекта заключается в том, что казахстанская современная литература, как литература, по-преимуществу, восточная, остается во-многом приверженной традиционным ценностям и концептам, не утрачивая связь с национальным фольклором и мифологией. Наиболее адекватной художественной формой для симбиоза изображения прошлого этноса как некого золотого века, образцового периода, отражающего наиболее гармоничное его существование, и современности, которую необходимо отрефлексировать и гармонизировать по идеальным образцам, становится литературная сказка. Литературная сказка и транслирует некие коллективные (бессознательные) ожидания современного социума, «проводит» наверх, недостающие современному обществу образы-архетипы, и, одновременно, указывает на отклонения от принятых в том или ином сообществе образцовых норм поведения. Именно поэтому данный жанр активируется, как правило, в переходные эпохи, «помогая» гармонизировать социальный хаос, определяя некие точки бифуркации. Бурный расцвет казахстанской литературной сказки, представленной десятками современных авторов и сказочных текстов в последние два десятилетие, подтверждает эту нашу гипотезу. Литературная сказка обращена, как правило, к подросткам, чья психологическая целостность формируется подобными текстами (в том числе современными фэнтези, эрзац-жанром с ядром фольклорной сказки и мифа). Однако казахстанская литературная сказка оказывается нередко обращенной и к взрослой аудитории, оформленной в постмодернистской эстетике. Она поднимает вечные проблемы, оказавшиеся актуальными в современном периоде острых социальных трансформаций. Этот феномен «двойной адресации» современной казахстанской сказки требует отдельного углубленного изучения.
Цель проекта: выявление, классификация и определение функциональности основных архетипических образов и сюжетов в современной казахстанской литературной сказке, а также обозначение представления современных казахстанских писателей об образцовых (архетипических) социальных моделях, о формах и причинах отклонения от них, об авторских интенциях в вопросах формирования картины мира молодого поколения казахстанцев.
Задачи проекта: 1. 1) составить каталог и классифицировать жанровые подвиды современных казахстанских сказок; 2) выявить типологические характеристики литературных сказок для детей и взрослых;
- 1) каталогизировать и обозначить художественную и социальную функциональность основных архетипических образов в казахстанских литературных сказках с разножанровой природой и различными фокус-группами; 2) вывить модели архетипических образов, латентные архетипы и специфические образы-архетипы, наиболее востребованные в современном культурном пространстве.
- 1) выявить модели архетипических сюжетов, активизированных в современных казахстанских литературных сказках; 2) вывить сюжетные архетипы, латентные и специфические архктипические сюжеты, наиболее востребованные в современном культурном пространстве т. д.
- 1) отследить и проанализировать, как в форме литературной сказки реализуются авторские идеальные представления и треоги, касающиеся устройства современного казахстанского социума, типических характеров и поведенческих моделей наших современников, выявить авторские интенции в вопросах формирования картины разновозрастных фокус-групп их читательских аудиторий; 2) составить рекомендации для отбора и включения в школьную программу по русской литературе для обучающихся Республики Казахстан определенных текстов в жанре литературной сказки;
Состав исследовательской группы:
1) Жанысбекова Эльмира Тулегеновна – PhD, руководитель проекта, ORCID 0000-0001-9139-7696, Scopus ID — 57190120301.
2) Сафронова Людмила Васильевна – доктор филол.наук, консультант, ORCID 0000-0003-0337-9418, Scopus ID – 57189493675.
Результаты // Ожидаемые результаты (зависит от периода реализации проекта)
Ожидаемые результаты Определение функциональности (художественная, социальная, философская) основных архетипических образов и сюжетов в современной казахстастанской литературной сказке
Достигнутые результаты Ведется работа по определению функциональности (художественной, социальной, философской) основных архетипических образов и сюжетов в современной казахстастанской литературной сказке на примере произведений А. Тукамова «Тайна семейного амулета», М. Сейсенбайкызы «Уақыт жайлы ертегі», «Алғыр Айбарыс», «Ғажайып қап», Н. Акыша «Адам қорыған көл», «Мейірімдік сәулесі», О. Дуйсенбина «Ойынпаз ойыншықтар отауында немесе Дәуреннің ойыншықтары», Г. Мухтарбекқызы «Тазша бала: күнді қайтару» и др. Работа будет продолжена.
В соответствии с задачами апробации художественного и аналитического материала в процессе преподавания в КазНПУ им. Абая (не менее 3 кредитов) разработан и апробирован силлабус по дисциплине «Психоанализ в литературе и литературоведении» (5 кредитов, 1 курс, 2 семестр, 8D02309 – Литературоведение Факультет филологии, кафедра русского языка и литературы). В силлабус включен раздел по теории и истории литературной сказки в сравнительном аспекте.
Разработан и апробирован силлабус по дисциплине «Литература страны изучаемого языка» (5 кр.), 4 курс, специальность «Переводческое дело (западные языки)» на базе кафедры иностранной филологии и переводческого дела КазНУ им. Аль-Фараби. В силлабус включены разделы по теории и истории казахстанской литературной сказки.
Ожидаемые результаты Отследить и проанализировать, как в форме литературной сказки реализуются авторские идеальные представления и страхи, касающиеся устройства современного казахтсанского социума, типических характеров и поведенческих моделей наших совеменников, выявить авторские интенции в вопросах форимрования картины разновозрастных фокус-групп их читательских аудитории
Достигнутые результаты Отслежены и проанализированы как в форме литературных сказок реализованы авторские идеальные представления и тревоги, касающиеся устройства современного казахтсанского социума, и типических характеров и поведенческих моделей наших современников, выявлены авторские интенции в вопросах формирования картины разновозрастных фокус-групп их читательских критерии на примере литературных сказок Д. Мамырбаевой «Роботтар отбасы», А. Тукамова «Тайна семейного амулета», М. Сейсенбайкызы «Уақыт жайлы ертегі», «Алғыр Айбарыс», «Ғажайып қап», Н. Акыша «Адам қорыған көл», «Мейірімдік сәулесі», О. Дуйсенбина «Ойынпаз ойыншықтар отауында немесе Дәуреннің ойыншықтары», Г. Мухтарбекқызы «Тазша бала: күнді қайтару» и др. Целью данной работы стало выявление классических сюжетных архетипов (инициации, путешествия и возвращения домой, преследования, спасения, восстановления справедливости, противостояния двух сил, взросления, искушения, жертвенности, разрушения, открытия и т. п.), а также выявление латентных и специфических сюжетных архетипов, наиболее востребованных именно в современном культурном пространстве. Материал апробирован на разных возрастных аудиториях (докторантура, бакалвариат), выявлена специфика рецепции и картины мира респондентов в зависимости от возраста, поколенческих характеристик, уровня подготовленности.
В рамках проектного исследования принято участие в работе международной научной конференции «Русские литературные трансформации новейшего времени» прошедшей в Хорватии, г. Ловран с 17-19 мая, с докладом на тему «Трансформации арехтипических образов писателей-клонов в романе В. Сорокина «Голубое сало» (сравнительный аспект)».
Издана монография в зарубежном издательстве со вкладом постдокторанта не менее 6 п.л. прошедшей рецензирование и рекомендованной к публикации не менее чем двумя обладателями ученого звания профессора и доктора наук (д.ф.н., проф. ЕНУ им. Л.Гумилева К.Р.Нургали; д.ф.н., проф. КазНПУ им. Абая Д.Д.Шайбакова, PhD, и.о.доцента М.М. Аймагамбетова): «Современная казахастанская литературная сказка» (Modern Kazakhstani Literary Fairy Tale)//ISBN 978-9967-9506-5-8
УДК 821.5120//ББК 83.3(5 Каз) Zhanysbekova E.T., Safronova L.V. Modern Kazakhstani literary fairy tale. Monograph. /Zhanysbekova E.T., Safronova L.V. – Bishkek: LLC «Alfa Industry», 2024, 140 p. Обьем 8.75 п.л. Тираж 20 экз.
Ожидаемые результаты Составить рекомендации для отбора и включения в школьную программу по русской литературе для обучающихся Республики Казахстан определенных текстов в жанре литературной сказки
Достигнутые результаты Ведется работа по составлению рекомендации для отбора и включения в школьную программу по русской литературе для обучающихся Республики Казахстан определенных текстов в жанре литературной сказки; планируется публикация одной статьи в научных изданиях, индексируемых в Arts and Humanities Citation Index или Social Sciences Citation Index базы данных Web of Science или имеющих процентиль по CiteScore в базе данных Scopus не менее 35; планируется одна статья в журнале рекомендованной КОКСОН.